Денис Сероштанов, руководитель направления информационно-аналитических систем «Интерпроком»: «Наша цель – помочь бизнесу принимать правильные решения»

Этим летом на рынке решений по бизнес-аналитике появился новый продукт: Production & Distribution Management от компании «Интерпроком». Взяв за основу популярный BI-движок, интегратор предлагает для инсталляции несколько модулей, помогающих менеджерам оперативно получать аналитику по продажам, управленческую финансовую отчетность, оценивать эффективность промоакций, а также прогнозировать спрос и оптимизировать планирование производства. За подробностями мы обратились к Денису Сероштанову, руководителю направления информационно-аналитических систем компании «Интерпроком».

Денис, как давно в «Интерпроком» развивается направление бизнес-аналитики? Какие успехи в этом направлении были достигнуты?

 – Направление бизнес-аналитики в «Интерпроком» относительно молодое, ему около десяти лет, и оно динамично развивается. Начав с наиболее востребованных областей – бюджетирования и планирования, – мы постепенно наращивали компетенции в прогнозной аналитике и инструментах анализа данных.

В целом, можно сказать, что компания «Интерпроком» следует за тенденциями рынка, который в последнее время проявляет интерес как к разработкам ведущих вендоров в этой области, так и к решениям с открытым кодом. Сегодня в нашем портфеле присутствует большой стек технологий: проприетарные программные решения западных и отечественных поставщиков, продукты open source, а также собственные разработки. При внедрении того или иного продукта мы придерживаемся концепции agile, подразумевающую модульность, быстроту и простоту, а в результате – взаимовыгодное сотрудничество с заказчиком.

 

Денис Сероштанов, руководитель направления информационно-аналитических систем компании «Интерпроком»

 

Какие проблемы и потребности, связанные с аналитикой, сейчас актуальны для бизнеса? Насколько сегодня компании готовы использовать технологии Big Data, облака? Какие отрасли наиболее открыты к инновациям?

– Бизнес хочет четко представлять свои стратегические задачи, получать прогнозы и их обоснования, выстраивать определенные сценарии развития, анализировать фактические показатели. При этом большинство пользователей не готовы отказаться от любимых таблиц Excel. Офисные приложения, в свою очередь, обновляются, становятся проще в освоении и функциональнее, обеспечивают переход в облака и возможность интеграции в масштабные корпоративные системы. Все эти системы генерируют огромный массив данных, поэтому технология Big Data – это уже сегодняшний день.

Изучая бизнес-процессы наших заказчиков, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев пользователи анализируют свои данные не систематично, разнопланово. В своей работе они используют разные показатели, разную методику и огромное количество таблиц Excel, чтобы подготовить требуемые отчеты с необходимым уровнем агрегации.

Например, для исследования продаж кто-то использует Excel, кто-то кубы с разным набором аналитик, а вот «план-факт» отчетность анализировать уже проблематично, так как заказчику не понятно, как загружать данные, в каких разрезах, какой уровень детализации план-факта можно сравнивать, будут ли корректные данные представлены в привычных формах. Если же необходимо получить финансовый результат по клиенту или региону, предварительно распределив доходы и расходы, по драйверам аллокации, то это зачастую приводит к еще большему сумбуру, в ход идут  таблицы Excel с макросами, офисные базы данных и многое другое – но если кто-то меняет входные параметры или добавляет новые вводные, приходится начинать весь этот процесс заново, что увеличивает вероятность появления ошибки и затягивает срок сдачи отчетности.

Другой пример: планирование продаж на ближайшие три месяца. Сотрудник создает себе отчет за прошедший период в удобном для него виде, чтобы проанализировать продажи, после чего вводит экспертное значение в некие формы ввода, сверяет загрузку и перепроверяет. Подготовка такого плана занимает от двух до четырех дней. Таких примеров можно приводить множество.

Поэтому мы создали систему, которая позволяет использовать единые измерения и множество показателей для анализа данных в одной программе. Благодаря ней менеджеры смогут уделять больше внимания непосредственно аналитике и не тратить время на ее подготовку. Production & Distribution Management помогает выявлять закономерности в финансовых показателях клиентов, упрощает подготовку планов и анализ план-фактной отчетности. Все ответственные сотрудники видят единые данные по продажам и финансам без искажений и разночтений, без необходимости вносить пользовательские добавления в формулы.

Что касается отраслей бизнеса – мы готовы работать со всеми. Главный потенциал на текущий момент у производителей и продавцов широкого ассортимента товаров.

Что представляет из себя решение Production & Distribution Management? Какие блоки оно включает? Какие данные и как анализирует?

– Production & Distribution Management – это инструмент для управления производством и дистрибьюцией, основанный на принципе модульности. Благодаря ему мы можем предложить заказчику различные варианты использования нашей системы, в зависимости от его потребностей: анализ продаж и тренд-маркетинговой активности, финансовой отчетности, оптимизацию, прогнозирование продаж и производства и другой функционал.

Модуль планирования и прогноза продаж используется для составления плана продаж по подразделениям, товарным группам, регионам и т. д. Он позволяет не только рассчитать прогнозные значения и вернуть их в базу данных – например, на SQL-server, – но и получить понятную визуализацию, увидеть ключевые взаимосвязи между заложенными в модель показателями. Таким образом, решаются сразу две задачи: составляется прогноз и происходит интерпретация модели.

Модуль оптимизационного моделирования помогает в тех случаях, когда заказчику необходимо из множества различных способов решения задачи выбрать наиболее эффективный с точки зрения затрат, удовлетворенности сотрудников и других бизнес-метрик. Например, нужно настроить грамотную логистику, проложить маршруты транспортировки товара от нескольких фабрик к нескольким складам, максимально снизив расходы на перевозку. Помимо логистики, это могут быть самые разнообразные задачи: от составления расписания для персонала и распределения сотрудников по офисам до разрезания больших заготовок на более мелкие с минимумом отходов. Мы выявляем факторы, которые влияют на конкретную целевую функцию, определяем степень ее зависимости от них и на основании полученных данных оптимизируем бизнес-процесс.

Анализ «что-если» позволяет «проиграть» несколько вероятных сценариев одного процесса. Например, раньше компания доставляла товар на два-три ближайших к фабрике склада, теперь же стало выгоднее перевозить его на один самый ближний, а некоторые фабрики, удаленные от складов, вообще оказались нерентабельными из-за затратной логистики. Таким образом, решение, которое было оптимальным вчера, перестает быть таковым при изменившихся условиях рынка. С помощью сценарного моделирования мы можем изменять рыночные показатели (курс валюты, стоимость доставки, затраты на производство и т. д.) и сравнивать сценарии между собой.

Модуль трейд-маркетинга позволяет на основании массива данных учитывать и анализировать основные показатели маркетинговой активности: мониторить изменения объемов продаж во время акции и спустя определенное время после нее, согласовывать трейд-маркетинговые активности и их целевые показатели, сравнивать показатели «план-факт». Иногда этот процесс приходится начинать с азов: с методологии, грамотного выстраивания системы сбора и учета данных по акциям – в нашей практике встречались случаи, когда эта работа ограничивалась записями в ежедневнике.

Модуль анализа продаж предназначен для диагностики продаж в разных разрезах: на уровне KPI торгового представителя, по региону, по времени и т. д.

Финансовый модуль позволяет транслировать данные из регистра бухгалтерского учета в управленческий учет, создавать модели распределения затрат. Например, если в компании есть несколько юридических лиц, можно консолидировать финансовые данные в одну экономическую отчетность и отслеживать финансовую динамику на ежедневной основе, а не по ежемесячным или ежеквартальным отчетам департаментов.

Какова роль таблиц Excel в вашем решении?

– Приложение Excel – классический, наиболее популярный сегодня интерфейс, под который мы подкладываем свой аналитический механизм. Он обрабатывает и представляет данные в удобном, привычном для пользователей виде, но с различными расширенными функциями. Это единая «точка входа» для всех инструментов Production & Distribution Management, создания отчетов и т. д.

Насколько гибко можно адаптировать систему Production & Distribution Management под различные требования заказчика, различные категории товаров и другие показатели? Не потребует ли внедрение аналитического модуля сложной перестройки критичных бизнес-процессов компании?

– Никакой перестройки не потребуется. Production & Distribution Management не вмешивается в бизнес-процессы, а подстраивается под них, дополняет и подсказывает верное решение. Наша система уже содержит в себе набор настроенных типовых для каждой компании отчетов и процессов, которые анализируют и консолидируют имеющиеся массивы данных. Модуль интегрируется с различными информационными системами и извлекает оттуда данные, а заказчик оперативно получает готовые отчеты.

Таким образом, в случае дополнения того или иного бизнес-процесса компании любой исходный модуль легко можно доработать: силами наших специалистов или сотрудников аналитического отдела заказчика, по имеющейся документации.

В чем преимущество Production & Distribution Management перед множеством других аналитических программ?

– Пожалуй, остановлюсь на двух главных отличиях. Первое – оперативность. Многие аналитические платформы требуют для создания отчетности множества предварительных настроек. Мы же приходим с готовым набором отчетов, решений, с собственной структурой базы данных, знакомыми бизнесу технологическими процессами.

Второе отличие можно сформулировать так: мы предлагаем готовый результат за разумные деньги. Для бизнеса, особенно в сегменте SMB, важно получить доступный по стоимости программный продукт с широким функционалом, за короткий срок и с минимальным вмешательством в существующие процессы. С нашим решением ему не нужно выделять дополнительный персонал для описания своих процессов. Есть обобщенный готовый функционал, который может быть адаптирован под заказчика.

Кстати, в августе этого года мы провели вебинар для производителей и дистрибьюторов товаров широкого спроса и показали, как с помощью Production & Distribution Management можно заставить данные работать и приносить пользу в сегменте B2B. Вебинар собрал большую аудиторию, мы получили много запросов на демонстрацию решения.

Существуют ли завершенные проекты инсталляции Production & Distribution Management в российских компаниях? Каковы их результаты?

– Первым клиентом, успешно внедрившим у себя Production & Distribution Management, стала компания «ПРОГРЕСС ДСА», занимающаяся комплексной поставкой запчастей, расходных материалов и оборудования для пищевой, деревообрабатывающей, химической, металлургической, нефтяной, энергетической промышленности и других отраслей. Для развертывания модулей «Анализ продаж», «Планирование продаж» и «Финансовая отчетность» понадобилось менее 100 дней. Было создано 20 форм отчетов, разработано 5 моделей «что-если». В результате компания повысила прозрачность работы с каждым клиентом по широкому ряду показателей, вдвое увеличила скорость анализа данных и формирования отчетов, существенно сократила время подготовки планов по множеству SKU и повысила эффективность работы менеджеров.

Каким видится вам дальнейшее развитие этого решения?

– Мы постоянно следим за динамикой рынка, за различными аналитическими дайджестами крупных российских и зарубежных компаний. Например, обращаем внимание на такие тренды, как машинное обучение и искусственный интеллект. Мы анализируем бизнес-процессы передовых игроков рынка и стараемся предложить на их основе собственные программные инструменты – в удобном виде, по разумной стоимости и в достаточно короткий срок.

Наша цель – помочь российским компаниям, независимо от их величины, принимать правильные решения на основании данных, накопленных в процессе их деятельности.

Рис1. Пример интерфейса модуля планирования

Рис2. Пример интерфейса функциональности «что-если»

Рис3. Пример интерфейса формы ввода и аналитической части модуля

Рис.4 Пример визуализации анализа продаж по магазинам с помощью карт

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: информационные системы, бизнес-аналитика, Интерпроком, BI