Цифровая трансформация: проблемы клиента решает весь канал

Термин «цифровая трансформация» успел изрядно надоесть, но это реальный современный тренд, за реализацией которого стоят серьезные задачи, которые зачастую приходится совместно решать на всех трех уровнях канала, и вот почему…

«Цифровая трансформация» – внедрение IT-решений в бизнес-процессы компании, которое приводит к радикальному изменению основных параметров ее деятельности. Этим трансформация отличается от привычной компьютеризации (от которой никуда не деться) и от автоматизации (от документооборота до управления бизнес-процессами). Если хотите, это горбачевская «ускорение & перестройка» – только в хорошем смысле слова! – и с IT.

Приведем несколько примеров. У дизайнерского бюро это может быть, предположим, внедрение 3D-печати прототипов или создание «VR-экскурсий» по создаваемым интерьерам, домам или районам, что радикально изменяет процесс общения с заказчиком. Бывает, что такие демонстрации позволяют существенно быстрее понимать заказчика и, как следствие, точнее ставить задачи и быстрее сдавать работы. Для агрокомплекса – внедрение дронов, ведущих мониторинг состояния полей и, в зависимости от получаемых данных, «целевое» распыление средств защиты растений (a.k.a. ядохимикаты) или такое же «точечное» внесение удобрений или выполнение полива. Бывает, от этого урожайность на привычных культурах и на тех же почвах возрастает на десятки процентов, а иногда и в разы. У компании логистической – внедрение средств мониторинга за транспортом. Бывает, что мониторинг такой настолько затрудняет водителям исполнение неучтенных «шабашек» на транспорте компании, организацию неучтенных «перекуров» и торговлю топливом «налево», что дивным образом влияет на финансовые показатели всего бизнеса фирмы. Вы заметили слово «бывает» в каждом из приведенных примеров? Оно там стоит не случайно…

Сам факт внедрения IT-решений не способно волшебным образом решить проблемы в «узких местах» бизнес-процессов компании. Эти бизнес-процессы нужно проанализировать, выявить «узкие места», после этого, применив наработанную экспертизу, понять способы их оптимизации, затем разработать, внедрить и отладить IT-решение, способное обеспечить ту оптимизацию, причем – по возможности! – в автоматическом режиме. И вот тут начинаются проблемы…

В большинстве случаев сейчас экспертиза находится у одних компаний, возможность погружаться в бизнес-процессы заказчика – у других, а выполнять поставку нужного оборудования – у третьих… последнее, замечу, еще та задачка: в ряде случаев «железо» и софт нужны бывают редкие, а поставки практически штучные. Классический канал, использующий привычную схему для поставки оборудования – вендор-дистрибутор-реселлер, причем последним в нашем случае чаще всего бывает интегратор – ориентирован на традиционный «boxmoving», то есть на массовую продажу штатного оборудования. А тут в ряде случаев интегратор не имеет соответствующей экспертизы (она есть у вендора, по крупицам собранная с успешных проектов по всей планете), вендор понятия не имеет о локальных условиях и предпочтениях, а для дистрибутора, привыкшего к поставкам оборудования десятками тысяч единиц, требуемые поставки хитрой продукции в десятках штук, а иногда и в несколько единиц – крайне проблематичны.

В результате проблемы бизнеса клиента – который платить за всю «цифровую трансформацию» из своего кармана, как обычно – решают все игроки канала. Это необходимо, как минимум, для собирания экспертизы, фрагменты которой обычно бывают в разных местах канала. И у вендора, который владеет общей информацией по удачным/провальным проектам на глобальном уровне. И у интегратора, который лучше владеет локальной ситуацией и которому в итоге строить рабочее решение и внедрять его. И даже у дистрибутора, который, как минимум, должен понимать, какое из нужного оборудования на территории РФ лицензировано, а какое нет, как можно заменить одно другим и, наконец, сколько займет транспортировка и «растаможка» всякой экзотики (это весьма нетривиальная задача, например, для сельскохозяйственных дронов или IoT-датчиков для топливных баков, которые будут нужны для реализации систем, взятых нами в качестве примеров, упомянутых выше).

Теперь от всех игроков канала требуется очень плотное почти постоянное взаимодействие. Конечно, подобное требовалось и раньше, но на немногих крупных проектах, которые бывали пусть сложными, но крайне денежными. Сейчас же взаимодействие такого уровня требуется на десятках тысяч более мелких проектов, причем из совершенно разных областей индустрии, продаж, маркетинга с рекламой и т.д. Количественные изменения переходят в качественные, в результате это потребует от всех игроков канала как изменения в процедурах взаимодействия, так и наличия в штате большего количества технических специалистов, причем как по харду-софту, так и по бизнес-процессам и отраслевым вопросам. Все это вполне реализуемо, но хлопотно – требует дополнительных усилий, некоторого времени (мгновенно точно не получится) и, зачастую, немалых затрат. Но выбора у участников канала, похоже нет – наступают новые времена.

Автор: Александр Карачев.

Тематики:

Ключевые слова: