Заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко отмечает важность упрощения процедур сдачи статистической отчетности и повышения оперативности расчета итоговых показателей. Дмитрий Чернышенко подчеркивает, что Росстат провел активную работу с пользователями статистической информации и респондентами при создании платформы, что позволило учесть их пожелания и сделать функционал платформы максимально удобным для реального сектора экономики.
Руководитель Росстата Павел Малков отмечает, что уже разработаны базовые компоненты цифровой аналитической платформы, позволяющие создать межведомственную систему статистического учета. По мнению Павла Малкова, это позволит повысить качество данных и снизит административную нагрузку на бизнес за счет однократного их предоставления в органы статистики и многократного использования статистических показателей различными министерствами и ведомствами.
В пресс-службе Росстата сообщили, что работа над созданием ЦАП еще не завершена. Корректно говорить об объемах уже инвестированных ресурсов. На текущий момент в разработку и запуск в опытную эксплуатацию 6 компонентов системы, включая модуль информационной безопасности, инвестировано 619 млн руб.
Работы будут завершены до конца 2021 года.
"Мы рассчитываем, что с 2022 года начнется активное использование ЦАП, прежде всего органами власти федерального и регионального уровня. Также мы планируем уже в следующем году начать активное внедрение инструментов потокового сбора данных с использованием ЦАП", - рассказали в пресс-службе Росстата.
По оценкам Росстата дублируется до 20% собираемых данных, отметили в пресс-службе.
В качестве результатов Росстат ожидает, прежде всего, повышение качество собираемой статистической информации и рассчитываемых показателей, а также снижения административной нагрузки на бизнес. Также Росстат считает важным снизить число форм статистической отчетности, которые должны заполнять респонденты, в том числе, за счет использования административных данных, сообщили в пресс-службе.
Принципиальная новизна ЦАП в том, что единожды собранные данные можно многократно использовать при соблюдении принципов деперсонализации (обезличенности информации), отметили в пресс-службе Росстата.
Важным следствием внедрения ЦАП станет формирование единой методологической среды, считают в пресс-службе Росстата. Теперь министерства и ведомства будут знать, как собирают информацию другие субъекты статистического учета и по каким правилам рассчитывают показатели.
Руководитель Центра компетенций по маркетинговой аналитике "Крок" Анна Крапивная отмечает, что в ежедневной работе "Крок" часто использует данные Росстата (включая платформу ЕМИСС) для построения аналитических отчетов о потенциальных рынках присутствия. Государственная статистика уже содержит много ценной информации, которая часто становится базисом для маркетинговых исследований. В случае, если при внедрении Цифровой аналитической платформы удастся упростить доступ к данным, а также сделать функционал аналитики удобным для пользователей, несомненно, это позитивно повлияет на индустрию исследований рынка.
Заместитель генерального директора Softline по работе с национальными проектами Андрей Шолохов считает, что создание электронной платформы по сбору и анализу данных от юридических лиц в первую очередь упростит жизнь не компаниям, а самому государству. Сейчас, получая формы отчетности в бумажном виде, государству приходится тратить много усилий для перевода данных в вид, удобный для автоматизированного анализа.
Упрощение процедуры может произойти лишь для небольшого числа компаний, у которых вся нужная государству информация уже находится в цифровом виде, а компания способна на базе имеющихся данных автоматически формировать отчет, необходимый государству, отмечает Андрей Шолохов. При изменении формы отчета, естественно, такую автоматизацию придется обновлять.
Объединение в один отчет большинства данных, которые сейчас собирают сотни министерств и ведомств, имеет и свой негативный аспект, подчеркивает Андрей Шолохов. Дело в том, что сейчас отчетов может существует и много, но далеко не каждое предприятие сдает их все. При унификации отчетных форм нагрузка на предприятия таким образом может даже и увеличится, но думаю способность ведомств договориться между собой о единой форме несколько преувеличена.
Оценить стоимость разработки подобной платформы на текущий момент довольно затруднительно, так как до конца непонятна ее функциональность, а соответственно и возможность использования уже имеющихся на рынке инструментов, отмечает Андрей Шолохов.
Директор по информационным технологиям "Группы Т1" Павел Шульга считает, что для бизнеса это нужная и давно ожидаемая инициатива. Опыт по внедрению ERP-систем на средних и крупных предприятиях показывает, что требования автоматизации статистических форм хоть и входят в объем проекта, но лишь в качестве второго или третьего приоритета по шкале критичности основных процессов. Причина в том, что их всегда можно собрать в "ручном режиме". Для промышленных предприятий предусмотрено очень большое количество таких форм, к тому же они зачастую дублируют друг друга, а большую часть требуемой информации можно получить из бухгалтерской или налоговой отчетности.
По мнению Павла Шульги, лучшая стратегия реализации процесса сбора статистических форм и их последующего анализа заключается в развитии функциональности решений налогового мониторинга. Для предприятий очень удобно иметь одно окно входа, но на принимающей стороне необходимо организовать взаимодействие ФНС и Росстата.
Елизавета Неупокоева