Согласно законопроекту, ФССП сможет получать сведения о должниках и взыскателях из ГИС, а также от операторов связи по запросу на основании исполнительных документов. Речь идет о доступе к такой информации как СНИЛС, ИНН, серии и номеру паспорта. Приставы также смогут получить номера телефонов у операторов связи для «уведомления должника».
На данный момент большое количество исполнительных документов, поступающих в ФСПП, не содержат информации для безошибочной идентификации личности должника. Сейчас в исполнительных документах указывается ФИО, дата и место рождения. Учитывая, что такие атрибуты могут принадлежать нескольким людям, приставы могут «напасть на след» иного лица и привлечь его к ответственности за чужие долги, наложив арест на его имущество или заработную плату. Для уточнения информации судебному приставу приходится запрашивать сведения о должниках в налоговых и иных органах, что увеличивает сроки исполнительного производства. Согласно готовящемуся законопроекту, теперь данная информация будет предоставлена ФСПП в течение суток с момента поступления запроса.
Теперь в исполнительном документе обязательно будет указываться один из идентификаторов личности должника (СНИЛС, ИНН, серия и номер паспорта, а также водительского удостоверения или серии и номера свидетельства о регистрации ТС) для сокращения случаев неверной идентификации. Кроме того, законопроектом предусмотрено использование системы межведомственного электронного взаимодействия для обмена информацией между ведомством, банками, и органами, осуществляющими регистрацию прав собственности.
Согласно законопроекту, ФССП теперь сможет принимать решения, касающиеся исполнительного производства, в автоматическом режиме (возбуждение, приостановление, окончание, наложение арестов на имущество или заработную плату должника и т.д.). Такие решения смогут приниматься на основании сведений из ГИС.
Авторы законопроекта отмечают, что его реализация повысит эффективность принудительного исполнения требований исполнительных документов, а также сократит издержки из бюджета, выделяемые на вынесение процессуальных решений.
В пояснительной записке также указано, что законопроект разработан в целях реализации суперсервиса «Цифровое исполнительное производство». Мы писали о том, что к 2021 году суперсервисы превратят общение гражданина с государством в основном в цифровое и в большей части дистанционное.