Разработчиком приказа является Министерство просвещения России, соисполнителем – Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России. Целью предполагаемого регулирования является расширения доступа учащихся к программам обучения без ухода от традиционных форм учебных занятий.
Авторы проекта отмечают, что если бы на региональном и муниципальном уровне была бы грамотная организация закупки компьютерного, мультимедийного, презентационного оборудования и программного обеспечения, а также оснащение их материально-технической базой и информационно-телекоммуникационной и технологической инфраструктурой, то государственное регулирование не потребовалось бы.
Ректор Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ) Сергей Ерохин отмечает, что МТУСИ ежегодно обновляет материально-техническую базу, информационно-телекоммуникационную и технологическую инфраструктуру университета для реализации эффективного обучения по самым востребованным направлениям подготовки, среди которых: информационная безопасность, сети и системы связи, информационные технологии, прикладная информатика.
"Пандемия коронавируса привела к изменениям в образовательном процессе: 80% учебных кабинетов оснастили всем необходимым оборудованием для использования дистанционных образовательных технологий, лабораторные и практические занятия проводятся с использованием цифровых образовательных ресурсов. Продолжаются работы по установке новейшего программного обучения на территории университета", - подчеркивает Сергей Ерохин.
"Не у всех организаций есть представление о необходимой информационно-телекоммуникационной инфраструктуре. Принятие стандарта позволит учебным заведениям получить помощь органов государственной власти. Совместными усилиями мы сможем вывести отечественное образование на качественно новый уровень", - считает Сергей Ерохин.
Предлагаемое государственное регулирование установит стандарт оснащения государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах России, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением, а также материально-технической базой и информационно-телекоммуникационной и технологической инфраструктурой.
По мнению руководителя направления развития бизнеса Softline в национальных проектах "Образование" Виталия Гаврицкова, закупки компьютерного, интерактивного, коммутационного оборудования и программного обеспечения в целях использования в учебном процессе, безусловно, требуют регулирования с целью приведения условий обучения к неким стандартам, которые позволят проводить одинаково эффективный образовательный процесс независимо от региона страны.
"Однако, говоря о проекте "цифровая образовательная среда", который предполагает федеральное финансирование, мы имеем дело с закупками по 44ФЗ, в рамках которого уже действует ряд ограничений и постановлений, которые регулируют данные закупки. Например, постановление правительства РФ от 10.07.2019 № 878, которое предполагает ограничение закупок радиоэлектронной продукции из иностранных государств, а также вступившие в силу новые нормы САНПИН, в которых прописаны требования, в частности, к ноутбукам и планшетам учащихся. Введение дополнительных требований к оборудованию с учетом масштаба федерального проекта может привести к сужению количества решений и производителей, подходящих под все условия и рекомендации, что в свою очередь может привести к появлению дефицита оборудования на рынке и вызвать риск увеличения сроков реализации Национального проекта "Образование", - отмечает Виталий Гаврицков.
Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал подчеркивает, что утверждение стандарта оснащения российских общеобразовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением – важная задача, поставленная перед государством. "И ее регулирование также требует изменения в законодательстве на федеральном уровне. Дело в том, что формирование материально-технической базы и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры – длительный и дорогостоящий процесс. Ошибка может стоить бюджету сотни миллионов рублей (и на ее исправление потребуется довольно много времени – это в любом случае нарушит образовательный процесс)", - отмечает Павел Сигал.
"Также не всегда в регионах найдутся компетентные специалисты, которые смогут подобрать необходимую технику и программное обеспечение, чтобы оно было новым, отвечало всем поставленным требованиям, подходило под уровень развития и возраст конечных пользователей. Кроме того, законодательное регулирование снижает риск мошенничества при организации закупок. Используя готовые стандарты, учебные заведения смогут приобрести качественные комплектующие и ПО, в том числе и российского производства, с предустановленными отечественными программами", - считает Павел Сигал.
Елизавета Неупокоева