«ЭРА-ГЛОНАСС»: из Ленобласти в Петербург

Вчера, 2 августа 2011 года, «ГЛОНАСС Северо-Запад» провела встречу с журналистами, посвященную аккредитации компании в качестве регионального партнера федерального сетевого оператора «НИС ГЛОНАСС» на территории Ленинградской области. На вопросы ответил директор компании «ГЛОНАСС Северо-Запад» Артем Матяш.

Компания «ГЛОНАСС Северо-Запад» была создана всего 2 года назад, но уже успела зарекомендовать себя полноправным партнером ОАО «Навигационно-информационные системы» («НИС ГЛОНАСС»). Оно было создано в 2007 году и занимается коммерциализацией системы ГЛОНАСС, определением единых правил, норм и требований для разработчиков и производителей ГЛОНАСС-решений, а также обеспечением интеграции ГЛОНАСС с зарубежными спутниковыми навигационными системами (подробнее о развитии ГЛОНАСС в России – см. материал рубрики ГЛОНАСС от 6 июня 2011 г.).

Пожалуй, крупнейший проект «НИС ГЛОНАСС» – «ЭРА-ГЛОНАСС» (система экстренного реагирования при авариях) – стал основной темой на встрече (подробнее о системе – см. материал раздела «ЭРА-ГЛОНАСС» от 2 марта 2011 г.).

«ЭРА-ГЛОНАСС» уже прошла ряд пилотных проектов, в том числе на территории Ленинградской области, – рассказал Артем Матяш. – В ноябре планируется провести пилотные проекты на территории Санкт-Петербурга». Как далее выяснилось, некоторые пилотные проекты на территории Ленинградской области предлагается проводить совместно с финскими коллегами, параллельно разрабатывающими аналогичную систему спутникового слежения (на основе GPS). К 2013 году планируется запустить «ЭРА-ГЛОНАСС» уже на территории всей Российской Федерации, а до этого времени необходимо подготовить всю необходимую инфраструктуру.

Г-н Матяш объяснил собравшимся, почему технологии спутниковой навигации являются настолько популярной темой не только в околонаучных докладах, но и в контексте многих правительственных выступлений. По его словам, спутниковая навигация, согласно многочисленным опросам, является современным технологическим драйвером роста, так как сочетает в себе такие аспекты, как мобильная связь, микроэлектроника и автомобилестроение. Учитывая, насколько активно финансируются государством данные отрасли, можно представить, насколько мощный импульс их развитие сообщает отрасли спутниковой навигации.




Директор компании «ГЛОНАСС Северо-Запад» Артем Матяш считает,
что ГЛОНАСС способен стимулировать развитие ряда высокотехнологичных
сегментов российского рынка



По данным, которые представил Артем Матяш, в 2010 году было продано порядка 100 тыс. устройств ГЛОНАСС/GPS, а к концу 2011 года планируется продать более 500 тыс. таких устройств. Далее, по прогнозам большинства экспертов ГЛОНАСС, данная цифра будет ежегодно удваиваться – во всяком случае, до 2015 года, когда ожидается, что будет продано 8 млн устройств ГЛОНАСС/GPS. Что касается европейского рынка, то если в 2010 году в Европе было продано 700 тыс. устройств, то к 2014 году цифра повысится до 14,5 млн.

Столь бурный рост и столь радужные перспективы можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, спутниковая навигация ГЛОНАСС является государственным проектом, в рамках которого, в частности, внедрение проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» будет означать, что все автомобили, выпускающиеся в России, будут уже на заводе снабжены навигационно-телекоммуникационными терминалами, являющимися частью системы экстренного реагирования при авариях.

Однако основным фактором здесь является ожидаемое постепенное снижение цены на GPS-устройства. Если в 2009 году стоимость устройства колебалась от 20 до 25 тыс. рублей, то в 2011 году его стоимость уже приближается к 9 тыс. рублям. В свою очередь, падение цены, обусловленное расширением рынка, позволяет продавать GPS-устройства самым разным категориям людей – например, родителям, которые хотели бы прослеживать маршруты своих детей. Сюда же можно отнести миниатюрные трекеры, способные облегчить жизнь инвалидам по зрению (в рамках проекта «Социальный ГЛОНАСС», о котором spbIT.ru уже писал: см. новость раздела ГЛОНАСС Петербург).

Одним из самых острых вопросов, которые журналисты задали Артему Матяшу, был вопрос о том, удалось ли преодолеть последствия потери трех спутников ГЛОНАСС в недалеком прошлом. Как выяснилось, поводов для опасения уже не существует, так как вся территория России снова полностью охвачена, а ресурсов компании достаточно для того, чтобы предоставить все необходимое оборудование даже зарубежным странам: по словам г-на Матяша, недавно Великобритания заинтересовалась спутниковой системой ГЛОНАСС. На Западе планируется создавать навигационные системы, позволяющие совмещать несколько спутниковых систем – для наиболее точного определения координат.

Впрочем, самым обсуждаемым вопросом все-таки оставалась программа «ЭРА-ГЛОНАСС», призванная, помимо прочего, снизить количество ДТП с летальным исходом. Как выяснилось, немедленное оповещение служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях может сильно увеличить шансы человека, попавшего в аварию, на выживание. Существует понятие «золотой час» – это один час после происшествия, во время которого человеческий организм включает все свои скрытые резервы и позволяет человеку продержаться определенное время.

Впрочем, не только профилактика смертельных ДТП является целью внедрения системы «ЭРА-ГЛОНАСС». К другим целям можно отнести развитие отечественного производства и создание условий для экспансии технологий ГЛОНАСС на внешние рынки.

Подробности

«ГЛОНАСС Северо-Запад» – поставщик программно-аппаратных комплексов и абонентского оборудования для государственных и корпоративных заказчиков. Все решения, предлагаемые компанией, строятся на базе телематической платформы и клиентского программного обеспечения с использованием передовых информационно-телекоммуникационных технологий: сотовой связи GSM (GPRS/SMS), спутниковой связи Inmarsat, спутниковой навигации (GPS/ГЛОНАСС).

Автор: Алексей Голиков.

Тематики: Фиксированная связь, Маркетинг

Ключевые слова: ГЛОНАСС, спутниковая связь