«МегаФон»: связь в поездах «Сапсан» и «Аллегро» к концу года

Скоро качественными услугами сотовой связи будут обеспечены все пассажиры поездов «Сапсан» и «Аллегро» – в настоящее время Северо-Западный филиал «МегаФон» осуществляет проект модернизации сотового оборудования на борту этих поездов. Завершить проект планируется к концу 2011 года. Установленные и модернизированные 2G/3G-репитеры будут иметь возможность работать не только в сети «МегаФон», но и в сетях любого оператора сотовой связи.

На сегодняшний день, не смотря на установленные GSM-репитеры в вагонах бизнес-класса, пассажиры фирменных поездов «Сапсан» и «Аллегро» постоянно сталкиваются с проблемами в работе сетей 3G, что связано как с высокой скоростью их движения, так и с быстрым затуханием сигналов внутри вагонов.

Главная проблема предоставления мобильных услуг в вагонах поездов состоит в том, что в них происходит очень сильное затухание сигналов сотовой связи, что еще более характерно для современных поездов. Дело в том, что корпуса вагонов фирменных поездов «Сапсан» и «Аллегро» двойные с использование ударопрочных и пожароустойчивых конструкционных деталей, при этом, используются многослойные тонированные стекла, не разбивающиеся на осколки. Все это приводит к ослаблению приема сигналов сотовой связи 2G/GSM в таких вагонах. Что касается сетей 3G, то телефоны абонентов ловят их с перерывами: около базовой станции сеть появляется, но учитывая большую скорость движения поезда и сильное затухание сигнала внутри стальной коробки вагона, - сразу же пропадает. Поэтому для улучшения внутреннего покрытия в поездах часто используют специальные устройства – репитеры. Фактически под репитером понимается двунаправленный антенный усилитель, который будет связан с сотовой сетью внешней антенной, установленной на крыше каждого вагона, где сотовое покрытие хорошее. Репитер будет усиливать как принятый сигнал от внешней базовой станции в направлении абонентских устройств, так и в обратную сторону – к базовой станции. В случае с поездами «Сапсан» и «Аллегро», этот репитер связан и со щелевидным излучающим кабелем, проложенным вдоль каждого вагона, и формирующим внутри него равномерное радиопокрытие. В итоге, пассажирам вагона, все 2G/3G-сервисы (голос, SMS, данные и т.д.), доступные на улице будут доступны и внутри вагона.

Внешние антенны, как и щелевидные кабели изначально были встроены в конструкцию вагонов поездов «Сапсан» и «Аллегро», но усиливающие сотовый сигнал репитеры были установлены лишь в вагонах бизнес-класса, к тому же, они работали лишь в сетях 2G/GSM. Проект Северо-западного филиала ОАО«МегаФон», собственно, и заключается в модернизации существующих репитеров для работы в сетях 3G и дополнительной закупке репитеров для всех вагонов В настоящее время ведутся переговоры с поставщиком таких репитеров – немецкой компанией Andrew. Стоит отметить, что вагоны «Сапсанов» изначально адаптированы под репитеры Andrew (именно его GSM-репитеры стоят сегодня в вагонах бизнес-класса), поэтому оборудование других производителей устанавливать не планируется. Сложность и долгое время переговоров было обусловлено тем, что новое оборудование требовало не только дополнительной сертификации в России, но и специального разрешения на ввоз. Так или иначе, но сотовый оператор ожидает начало физических поставок новых репитеров к сентябрю 2011 г., надеясь полноценно запустить все 2G/3G-услуги для пассажиров поездов «Сапсан» и «Аллегро» уже до конца года. В пресс-службе «МегаФон» особенно подчеркивают, что установленное оборудование будет работать в сетях всех операторов сотовой связи. Помимо «Аллегоро», Северо-Западный филиал «МегаФон» будет заниматься модернизацией сотового оборудования всех поездов «Сапсан»: и тех, что идут из Санкт-Петербурга до Москвы, и тех, что идут дальше до Нижнего Новгорода, - все они «приписаны» к вагонному депо Санкт-Петербурга.  

«Пределы емкости таких репитеров, как и скорости интернет-доступа для абонентов, ограничены лишь емкостью внешней базовой станции, которой в данный момент обслуживается проходящий поезд. Сам репитер не дает дополнительной емкости – он просто передает сигнал БС внутрь вагона. Базовых станций по пути следования у нас достаточно, поэтому проблем здесь возникнуть не должно. Что касается скоростей доступа для сетей 3G, то нужно понимать, что во время движения, они все равно не будут столь высокими, как при стационарном положении абонентов» - рассказал начальник отдела планирования радиосети Северо-Западного филиала «МегаФон» Эдуард Каминский.

Стоит отметить, то подобным же образом «МегаФон», первым из российских операторов,  обеспечил связь и на борту самолетов «Аэрофлот» – для этого используется мини базовая станция, расположенная в пассажирском салоне, однако, внешняя связь с сотовым покрытием оператор обеспечивается уже через спутниковый канал. Регулярные рейсы первого в России воздушного судна, оснащенного оборудованием мобильной связи от «МегаФон», начались 24 декабря 2010 года, - им стал среднемагистральный самолет Airbus А321 «Мстислав Келдыш», выполняющий полеты из Москвы в Мюнхен, Милан и Санкт-Петербург. Тарификация услуг «МегаФона» в самолетах следующая: стоимость SMS-сообщения составит 10 рублей, стоимость GPRS-трафика – 44 рубля за 100 Кб (более подробно о связи «МегаФон» для самолетов «Аэрофлот» см. в материал от 25 января 2011 г.).

В то же время, щелевидный излучающий кабель, используемый «МегаФон»  для обеспечения сотовой связи в вагонах поездов «Сапсан» и «Аллегро» применяется и для покрытия длинных перегонов в метро. Фактически, триаксиальный кабель, используемый Северо-Западным филиалом «МегаФон» для покрытия тоннелей метрополитена Санкт-Петербурга, является распределенной антенной, проложенной в самом тоннеле метро от БС на станции и создающей непрерывное радиопокрытие. В оплетке излучающего кабеля по всей его длине проделаны отверстия, являющиеся точками прохода сигнала. По предварительным оценкам, оператор закончит работы в тоннелях к сентябрю 2011 г., а установленное оборудование также предоплагается сдавать в аренду другим сотовым операторам (более подробно о проекте обеспечения связью «МегаФон» Санкт-Петербургского метрополитена см. в материале рубрики «Мегафон» от 05 мая 2011 г.).

 

 

 

 

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: 3G, МегаФон, мобильные операторы, МегаФон Петербург