Прибалтийский офис "Евросети" будет говорить с петербургским акцентом

На днях подтвердились слухи о переводе управляющего Северо-Западного филиала "Евросети" Константина Левина на пост руководителя прибалтийского подразделения компании. В первом квартале 2006 года там откроется первый офис этого дилера, а салоны связи под брендом "Евросеть" начнут свою работу во втором квартале. Новый руководитель петербургского офиса будет объявлен на следующей неделе, сейчас известно только, что, по неофициальным сведениям, это будет менеджер из московской штаб-квартиры "Евросети".

О том, что группа компаний «Евросеть» намерена выйти на рынок Прибалтики, стало известно еще весной 2005 года. Тогда планировалось, что прибалтийский филиал будет подчиняться Северо-Западному. Поэтому экспансию компании на прибалтийский рынок проводят силами петербургского филиала, которым (с начала его основания) руководил Константин Левин. Административно новое отделение сети не будет связано с Северо-Западным филиалом компании. Однако в запуске проекта принимают участие петербургские специалисты. «Это обычная практика для «Евросети», когда работу в новых регионах начинают не только местные специалисты, но и опытные сотрудники компании из других городов», - сообщили в пресс-службе компании.

Напомним, петербургский филиал дилера открылся в сентябре 2002 года. За первый год работы компания инвестировала в развитие салонов сотовой связи $2,7 млн и открыла 29 магазинов. Общий оборот петербургской «Евросети» уже к августу 2003 года составил более $28 млн. Сейчас Северо-Западный филиал компании «Евросеть» включает 229 салонов мобильной связи.

В данный момент компания занимается поиском ключевых сотрудников и планированием работы нового прибалтийского филиала, переговорами с основными партнерами, а также регистрацией компании в каждой из трех стран Балтии. Офисы «Евросети» будут открыты в Латвии, Литве и Эстонии. «Главная особенность рынка Балтии – он не консолидирован. Это три отдельные страны, и в каждой работают свои операторы, существует свое распределение долей, и каждая компания проводит собственную политику», - обращает внимание управляющий прибалтийским филиалом сети Константин Левин. «Для стран ЕС необходима организация отдельного подразделения, которое будет работать в новом направлении: правила предоставления услуг мобильных операторов в странах Балтии основаны на общих правилах для ЕС. В Прибалтике, как и во всей Европе, многие сотовые операторы самостоятельно распространяют свои SIM-карты через принадлежащих им дилеров. Поэтому, например, в Эстонии используется принцип «один салон - один оператор», - добавляет Константин Левин. Распространен также бизнес независимых от операторов компаний, которые занимаются продажей мобильных телефонов, но не подключают абонентов.

Основные прибалтийские операторы связи в Эстонии: EMT, Tele2, Elisa; в Латвии: LMT, Tele2, Bite; в Литве: Omnitel, Tele2 и Bite. "Мы надеемся сотрудничать со всеми операторами на рынке, хотя существующая практика такова, что большинство дилеров работают эксклюзивно с одним из операторов", - рассказывает Константин Левин. «В настоящий момент мы ведем переговоры, которые еще не завершены. Возможно, что мы начнем сотрудничество с одним из операторов в каждой из стран, а через некоторое время и другие операторы сотовой вязи сочтут сотрудничество с нами целесообразным. Мы надеемся, что наша розничная сеть на каждом из рынков будет развернута уже скоро, и компания за короткое время сможет стать влиятельным игроком на рынке. Операторы уже наверняка изучили или быстро смогут изучить различные модели развития взаимоотношений операторов и дилеров и смогут обнаружить в сотрудничестве с нами массу преимуществ. Наибольшую выгоду в первую очередь это может принести оператору, занимающему наиболее агрессивную позицию на рынке, желающему использовать новые каналы сбыта для расширения абонентской базы», - считает г-н Левин.

При этом, например, в эстонском филиале компании Tele2 сообщили, что сотрудничают с пятью дилерами, которые занимаются продажей услуг только Tele2 и не заключают договоры с другими операторами. В компании довольны совместной работой и в ближайшее время не собираются заключать новые договоры. Кроме того, в Эстонии у Tele2 есть семнадцать собственных магазинов.

Общее число пользователей мобильной связи в Латвии превышает 1,4 млн человек. Из них, по официальным данным оператора Latvian Mobile Telephone Company (LMT), его услугами пользуются более 850 тыс. человек. LMT сотрудничает одновременно с несколькими десятками дилеров. Самостоятельно LMT свои услуги никогда не продавала. «В нашей стране такую политику, насколько мне известно, проводит только наша компания, - сообщает пресс-секретарь LMT Давид Данэ. – Мы занимаемся только обеспечением связи и не конкурируем с дилерами. В стране их достаточно. Этот бизнес начинался с работы различных мелких фирм, а теперь в Латвии присутствует несколько крупных дилерских сетей. По вопросу приобретения одной из них – крупнейшей сети страны DT Mobile - мы сейчас завершаем переговоры. Это наша первая сделка такого рода, которая станет переходом на новый уровень работы». Сейчас DT Mobile принадлежат магазины Dual, Trodeks и Trodeks IT, которые вместе составляют сеть из 75 торговых мест по всей Латвии. В салонах, принадлежащих DT Mobile, продаются не только телефоны и аксессуары к ним, но и компьютерная техника, а также предоставляются услуги LMT и Lattelekom. Латышские эксперты не исключают, что, приобретая крупнейшую торговую сеть, LMT готовится к экспансии на местный рынок компании «Евросеть». Стратегические вопросы, касающиеся возможного сотрудничества с новыми для рынка Латвии дилерами, в компании LMT с журналистами пока не обсуждают.

К сотрудничеству с новыми игроками на рынке Латвии готова компания Tele2. Об этом рассказывает директор по маркетингу компании "Tele2 Латвия" Янис Сподис: «В нашей стране у компании имеется семь своих сервисных центров и еще около двухсот дилерских точек, в которых имеют право использовать логотип нашей компании. Если на рынок Латвии придет новый дилер, мы будем заинтересованы в сотрудничестве с ним. Главное, чтобы бизнес-условия были выгодны для обеих сторон. Рынок уже насыщен, но появление нового игрока будет очень выгодным для потребителя. Усилится конкуренция между компаниями – расширится выбор». Среди двухсот торговых точек, продающих услуги Tele2 в Латвии, есть магазины, которые не сотрудничают с другими операторами связи. Некоторые дилерские фирмы, имеющие два–три магазина, заключили эксклюзивные договоры с Tele2. Крупные сети предпочитают сотрудничество сразу с несколькими операторами сотовой связи в стране.

В информационном центре литовского оператора мобильной связи Omnitel сообщают, что компания занимается распространением своих услуг и продажей мобильных телефонов как самостоятельно (через собственные салоны и сервисные центры), так и через своих основных дилеров - сети «Симас» и «Микровысота». Кроме того, сотрудники Omnitel отмечают, что в Литве развивается бизнес дилерских компаний по франчайзинговой схеме.

Серьезная проблема для нового дилера, пришедшего на рынок Балтии, по мнению специалистов аналитического агентства AC&M Consulting, заключается в том, что этот рынок близок к перенасыщению. «При этом население Латвии, Литвы и Эстонии очень малочисленно. Кроме того, важно учитывать менталитет жителей – европейцы не тратят деньги напрасно. Многие прибалтийские и скандинавские абоненты, в том числе молодежь, пользуются устаревшими с точки зрения российских потребителей моделями телефонов, так что можно констатировать, что в странах Балтии отсутствует спрос на дорогие модели. Несомненно, для того чтобы новому игроку получить клиентов, ему будет необходимо проводить политику дискаунта» - отмечает специалист AC&M Consulting Елена Саяпина.

Однако дилер, по мнению его представителей, готов к подобным проблемам. «Преимуществом нашей компании на рынке Балтии будут низкие цены на товары, - рассказывает Константин Левин. - Кроме того, многие производители сотовых телефонов и аксессуаров на прибалтийском рынке представлены недостаточно хорошо или вообще отсутствуют, а мы будем предлагать широкий ассортимент в наших магазинах. В частности, мы будем продвигать, как и в России, портативную электронику, цифровое фото и аудиотехнику, телефоны DECT. У местных конкурентов нашего формата в своем ассортименте подобных товаров нет».

Другие российские дилеры пока не спешат выходить на прибалтийский рынок и комментируют свое решение следующим образом. «Наша первоочередная задача - развитие розничной сети в России, - рассказывает руководитель службы по связям с общественностью группы компаний «Диксис» Татьяна Москалева. - Тем не менее, мы считаем перспективными также рынки Украины, Белоруссии и Азербайджана. В странах Балтии рынок сотовой связи уже довольно развит - по данным некоторых аналитиков, степень проникновения сотовой связи в Прибалтике составляет более 90 %. Поэтому идти туда не столь интересно, пока есть еще неосвоенные и менее насыщенные рынки». Руководитель отдела по связям с общественностью группы компаний «Связной» Елена Ноготкова отмечает: «Мы неоднозначно оцениваем перспективы такого шага, потому что проблемы могут возникнуть на местном уровне. Компания «Связной» не планирует выход в страны СНГ и Балтии».

В планы «Евросети» входит развитие компании во всех странах СНГ и Балтии. После обкатки рыночной модели на рынках Эстонии, Латвии и Литвы в «Евросети» планируют получить дополнительную компетенцию в области работы на трудных рынках, уже достигших стадии зрелости, и отработать соответствующие бизнес-процессы. «Косвенным, но важным следствием выхода на рынок Прибалтики будет повышение стоимости компании», - отмечает Константин Левин. В настоящее время компания представлена более чем 3,2 тыс. салонами связи, расположенными в России и странах СНГ (в Киргизии, Казахстане и Украине). Прогнозируемый оборот компании в 2006 году - $2,6 млрд.

Автор: Нина Аверьянова.

Тематики: Торговые сети, Кадры

Ключевые слова: