Перспективы петербургского рынка мобильного доступа в Интернет: конкуренция будет обостряться

Аналитическое агентство «Рустелеком» провело исследование рынка мобильного Интернета Санкт-Петербурга по состоянию на конец 2009 года, особенностью которого являются данные, полученные в результате социологического опроса среди пользователей сотовой связи. В качестве тенденций развития данного сегмента рынка в 2010 году «Рустелеком» называет дальнейшее снижение цен и усиление конкуренции, в том числе и с проводными операторами. Другие наблюдатели рынка и его участники также ожидают обострение конкурентной ситуации и комментируют актуальные тенденции развития мобильного Интернета в регионе.

Как отмечают в агентстве «Рустелеком», мобильный Интернет является самым быстрорастущим сегментом сотовой связи. Количество активных пользователей мобильным Интернетом в Петербурге за 2009 год выросло на 150 % и вплотную приблизилось к 1 млн абонентов. По оценкам «Рустелекома», на услуге мобильного Интернета сотовые операторы заработали в прошлом году около 3 млрд рублей. «Мы не могли остаться в стороне от самого яркого тренда 2009 года – бурного развития беспроводного Интернета, поэтому и решили сделать это исследование. Получился уникальный для региона продукт, в который попали не только классические рыночные показатели по каждому из игроков рынка, но и данные, полученные с помощью проведенного нами социологического опроса, дающие полное представление о предпочтениях конечных пользователей», – прокомментировал генеральный директор «Рустелекома» Юрий Брюквин.

В качестве метода социологического исследования был выбран телефонный опрос на территории Санкт-Петербурга. Объём выборки составил 1085 интервью с пользователями сотовой связи. Анализируемый период – декабрь 2009 года. Респондентам были заданы вопросы о регулярности и целях использования мобильного доступа в Интернет, а также об удовлетворённости качеством услуги.

Так, проведенный опрос показал, что 55 % респондентов удовлетворены скоростью мобильного доступа в Интернет и лишь 16 % считают его «слишком медленным». Наиболее активно абоненты используют мобильный Интернет для доступа к почте и ICQ – 53,8 % опрошенных, к онлайн-новостям – 36,1 %, к социальным сетям – 35,3 %. Медиаконтент скачивают 27,6 % респондентов, совершают платежи в Интернете – 12,9 %. 10,5 % опрошенных используют мобильный доступ для онлайн-игры.

Почти половина абонентов мобильного Интернета пользуется услугой каждый день. Распределение таково: 27 % – по крайней мере, каждую неделю; 20,4 % используют мобильный доступ всего раз в месяц; 2,8 % крайне редко прибегают к данной услуге. Интересно, что проведённое исследование показало, что более 10 % опрошенных используют для доступа к Сети только мобильный Интернет и не имеют подключения к сети через проводные технологии.

 

Более 10 % петербургских пользователей мобильного доступа в Интернет
не имеют подключения к сети через проводные технологии,
согласно опросу «Рустелеком»

 

По прогнозам агентства «Рустелеком», в 2010 году сотовые компании составят еще более серьезную конкуренцию проводным провайдерам. Это видно из того показателя, что количество активных пользователей мобильного Интернета вплотную приближается к числу домохозяйств с подключенным проводным Интернетом. При этом показатели доходности в двух сегментах практически выровнялись. В числе трендов развития рынка мобильного доступа «Рустелеком» также отмечает, что устройства для использования мобильного Интернета будут дешеветь, стоимость услуг сотовых компаний снижаться, соответственно, конкуренция между технологиями усиливаться.

 

Сравнение темпов прироста абонентов беспроводного
и фиксированного ШПД за 2009 г. в Петербурге


Говоря о развитии рынка петербургского рынка мобильного Интернета в 2009 году, можно вспомнить такие тенденции, как снижение стоимости мегабайта, увеличение объемов трафика, снижение стоимости USB-устройств, а также вывод первых безлимитных тарифных планов (см. обзор раздела «Рынок мобильной связи Петербурга» от 30 декабря 2009 г.). Участники рынка также отметили бурный рост данного сегмента и назвали наиболее значимые для себя события прошлого года.

«Основным трендом развития рынка сотовой связи в 2009 году было развитие мобильного Интернета, обусловленное развитием сети третьего поколения и ростом потребности населения в мобильном Интернете. Именно эта услуга является наиболее быстро растущим сегментом, самой востребованной 3G-услугой. При этом рост потребления Интернета колоссальный. За год рост пакетного трафика только в нашей сети составил 733 %. И здесь решающую роль сыграла создаваемая нами инфраструктура – строительство сети UMTS на Северо-Западе (1,3 тыс. базовых станций). После того как мы сделали доступной стоимость модема, стоимость 1 Мбайт, ввели безлимитный тариф, для десятков тысяч пользователей мобильный Интернет стал альтернативой проводному. Благодаря этому в 2009 году мобильный доступ в Интернет стал действительно массовым продуктом», – комментирует пресс-секретарь Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» Людмила Чехова.

Специалист по связям с общественностью Северо-Западного филиала ОАО «МТС» Юлия Неменова отмечает в качестве основных тенденций 2009 года следующие: «В 2009 году, как и в 2008-м, мобильный Интернет сохранил статус самого быстрорастущего сегмента дополнительных услуг в сетях сотовой связи. По оценке МТС, доходы от мобильного Интернета по итогам 2009 года вырастут на 57 % и составят порядка 36 млрд рублей (рынок в 2008-м составил 23 млрд, рост по сравнению с 2007 годом – 69 %). Доходы МТС от мобильного Интернета в 2009 году выросли более чем в 2 раза, рост количества пользователей составил более 25 %. Ключевыми факторами роста потребления мобильного Интернета в 2009 году послужили активное развитие сетей 3G и взрывной рост продаж data-модемов (с начала 2009 года стоимость модемов снизилась на 50 %). В качестве подтверждения можно сказать, что объем 3G-трафика уже сопоставим с объемом 2G-трафика, при этом зона покрытия 3G еще небольшая (по сравнению с зоной покрытия 2G). Еще одним важным фактором (причем маркетинговым, а не технологическим) стал запуск безлимитных предложений на услуги мобильного доступа – это существенно увеличило интерес абонентов».

Если говорить о цифрах, то, по оценкам ИК «Финам», объем рынка мобильного Интернета Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2009 году составил около 290 млн рублей (из них порядка 200 млн – Санкт-Петербург). Таким образом, рынок мобильного Интернета региона в денежном выражении продемонстрировал в прошлом году прирост на уровне 51 % относительно показателей прошлого года, отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Анна Зайцева. Абонентская база пользователей мобильного Интернета в 2009 году в Санкт-Петербурге и Ленинградской области достигла 5 млн, что соответствует приросту на уровне 87-90 % к итогам 2008 года. Согласно расчетам «Финама», 30 % рынка мобильного Интернета приходится на долю «МегаФона», около 27 % принадлежит МТС, 20 % – «Билайну», 12 % – «Скай Линку» и 11 % – «Теле2». По данным, которые сообщает руководитель ИАА «Неделя сотовых технологий» Денис Кусков, сейчас в городе 640 тыс. пользователей беспроводного ШПД, из них 35 % – абоненты «МегаФон», 20 % – «Билайн», 17 % - МТС, 19 % – «Скай Линк», 9 % – Yota (речь идёт о постоянных пользователях мобильного доступа, выходящих в Сеть через модем). Ведущий консультант J'son & Partners Consulting Виталий Солонин также добавляет, что по количеству установленных базовых станций 3G в Санкт-Петербурге лидирует «МегаФон» (более 800 БС), далее следуют «ВымпелКом» (около 500 БС) и МТС (около 420 БС). Количество абонентов 3G не раскрывается.

 

 Распределение долей операторов на петербургском рынке
мобильного Интернета по числу абонентов
беспроводного ШПД, «Неделя сотовых технологий»

 

В качестве тенденций развития рынка в 2010 году игроки и аналитики дружно отмечают дальнейшее активное развитие сегмента и, как следствие, усиление конкуренции как между участниками, так и между технологиями. «В ближайшие 3-4 года будет продолжаться активный рост мобильного ШПД в России, удовлетворяя высокий отложенный спрос на интернет-сервисы, особенно в регионах с низким уровнем проникновения фиксированного ШПД, а также возросшую потребность абонентов в мобильности. В цифрах мы прогнозируем рост рынка от 40 до 60 % ежегодно. В 2010 году продолжится рост абонентской базы и мобильного интернет-трафика. В структуре будет увеличиваться доля трафика и доходы от 3G-абонентов», – озвучила прогнозы МТС Юлия Неменова.

«МегаФон» отмечает неуклонный рост конкуренции на рынке услуг передачи данных. «Основное внимание сейчас уделяется дополнительным услугам, передаче тяжелого контента, развитию мобильного ТВ. Будет усиливаться конкуренция между технологиями», – комментирует Людмила Чехова.

Вспоминая внедрение осенью 2009 года условно-безлимитных тарифов и ценовые войны в сегменте мобильного Интернета, Виталий Соломин отмечает, что в 2010 году стоимость вряд ли будет снижаться ниже рекордного минимума – 195 рублей за 3 Гбайт в месяц (тариф «Билайна»). Конкурентную ситуацию аналитик оценивает следующим образом: «Конкуренция будет обостряться по мере расширения сети Yota (мобильный WiMAX). Сотовые операторы 3G вряд ли составят ощутимую конкуренцию проводным ISP, здесь гораздо больше шансов у Yota. С другой стороны, для части пользователей мобильный и фиксированный доступ будут взаимодополнять друг друга. Все зависит от конкретной ситуации конкретного пользователя – района проживания, тарифов, уровня сигнала, стиля жизни и т. д.».

Интересен прогноз «Финама» относительно некоторого снижения динамики прироста в 2010 году и при этом рост относительно рынка интернет-доступа в целом: «Среди основных рыночных тенденций мы выделяем обострение конкуренции и рост маркетинговой активности операторов в данном сегменте, снижение объемов выручки на абонента в условиях кризиса в среднем на 10-12 % к уровню 2008 года при существенном увеличении объемов трафика и количества пользователей. По нашим оценкам, в 2010 году динамика прироста как денежных показателей рынка, так и количества абонентов несколько сократится, однако все равно будет высокой. Что касается доли мобильного Интернета относительно рынка доступа в целом, то она, вероятно, возрастет с текущих 10-12 % до 15-16 %», – комментирует Анна Зайцева.

Отметим также, что развитие рынка мобильного доступа и рост конкуренции обусловлен также расширением покрытия и в целом дальнейшим развитием сетей 3G, а в перспективе – и освоением технологии LTE. Если говорить о конкуренции с проводными операторами, то, по замечанию Дениса Кускова, уже в этом году рост абонентов беспроводного ШПД превысил фиксированный: за год число активных абонентов, работающих через модемы, выросло с 280 тыс. до 580 тыс., в то же время как фиксированный вырос лишь на 210 тыс. Денис Кусков объясняет данный рост уходом от тарифов с помегабитной оплатой к безлимитным, выходом на рынок Yota, снижением «входного» билета – стоимости модема с > 2 тыс. до менее тысячи. В перспективах 2010 года г-н Кусков предполагает рост активных пользователей мобильного Интернета через модем до 1 млн человек. Для сравнения – число ШПД-пользователей в Петербурге в 2009 году превысило 1 млн абонентов, однако темпы прироста по сравнению с 2008 годом значительно снизились.

Автор: Светлана Черемисина.

Тематики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: мобильный Интернет, Билайн Петербург, МегаФон Петербург, МТС Петербург, СкайЛинк Петербург