Сотовый рынок северной столицы: осенний сезон начался

Первый осенний месяц прошел на рынке сотовых подключений Петербурга под знаком традиционного оживления и активизации всех его участников. Если операторы "засветились" в этот период в основном региональными маркетинговыми инициативами, то их партнеры-дилеры сделали ставку на расширение сетей и проведение совместных акций как с операторами, так и с производителями.

По данным аналитического агентства AC&M Consulting, в сентябре количество мобильных абонентов по всей России составило 111,74 миллиона (количество зарегистрированных SIM-карт), а проникновение достигло уровня в 77 %. При этом прирост по первому показателю составил по сравнению с прошлым месяцем примерно 4,4 млн, а второй вырос на 3,1 %. Отметим, что год назад количество абонентов в стране составляло всего 59,6 млн, а проникновение равнялось 41 %.

В двух столицах объем абонентской базы к концу сентября составил: 21,625 млн - в Москве, 7,077 млн – в Петербурге (на конец августа насчитывалось соответственно 21,104 млн и 6,907 млн), а проникновение составило 127,3 % и 111,6 % (при этом в августе проникновение сотовой связи в Москве находилось на отметке в 124,3 %, а 108,9 % - в Петербурге).

В сентябре, по данным агентства, в чистом приросте абонентской базы по всей России лидировали «Мобильные ТелеСистемы». Чистый прирост абонентской базы этого оператора составил 35,7 % от общего числа новых абонентов с учетом оттока. «ВымпелКом» получил 29,5 % от этого же числа (напомним, оно равняется 4,4 млн, а ОАО «МегаФон» - 19,6 %). Остальные операторы взяли 15,2 % новых абонентов. В результате на конец месяца МТС набрали 52,209 млн абонентов (50,111 млн по данным за август), «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») владел 40,052 млн (38,669 в агусте), ОАО «МегаФон» - 20,991 млн (20,195). И рынок оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимали 34,8 % рынка России, «ВымпелКом» находился на втором месте, отставая всего на 0,4 %, ОАО «МегаФон» контролировал 18,7 %, а остальным операторам достались 12,1 %.

В Петербурге чистый прирост абонентской базы составил 170 тыс., из них МТС выбрали 43,6 %, Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» получил 20,6 %, «Билайн» взял 16,6 %. «Скай Линку» достались 3 % абонентов, а Теле2 - 16,2 %. Напомним, что в августе более чем 200-тысячный рост абонентской базы стал заслугой «Билайн» (39,5 %), МТС (32 %), у Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» - 14,6 %, Теле2 GSM и Fora – 9,6 %, а у «Скай Линк» - 4,3 % от общего объема чистого прироста.

В результате сентябрьский рынок северной столицы операторы разделили так: 39,2 % находились у Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон», 32,7 % - у МТС, 20,5 % - у «Билайн», 5,9 % принадлежали Теле2, Fora, а 1,7 % - «Скай Линк». Напомним, что в конце августа «Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» занимал 39,7 %, МТС – 32,5 %, «Билайн» - 20,5 %, Теле2 вместе с Fora – 5,6 %, а «Скай Линк» - 1,7 %. Из этих данных видно, что утраченные «МегаФоном» 0,5 % рынка разошлись между МТС и Теле2.

Всего же за сентябрь в дилерских салонах и офисах операторов подключилось примерно 260 тыс. новых абонентов. Напомним, что августовский результат был немного меньше – около 250 тыс. проданных контрактов. В шестерке ведущих дилеров второй месяц подряд наблюдаются перестановки. Первое место по количеству подключений вновь заняла «Евросеть», оттеснив «Ультру» с перевесом в менее чем 3 тыс. контрактов (сеть «Ультра» продала 57 тыс. стартовых пакетов). На третьем месте находится «Связной» с 35,6 тыс. новых подключений. Продолжает список наиболее обширная сеть в Петербурге – «Цифроград», в салонах которой подключились около 33 тыс. покупателей. Следом вровень друг с другом идут «Телефорум» и «Диксис» - у обоих по 28 тыс. проданных контрактов.

Среди тенденций сентября игроки отмечают как прирост подключений к МТС (например, в салонах "М-Связь" в Петербурге и Ленобласти он составил 80 %, правда, в основном за счет совместной маркетинговой акции), так и рост популярности Теле2 GSM. Последнюю особенность один из наблюдателей прокомментировал следующим образом: «Теле2 практически ежемесячно увеличивает рост подключений примерно на 2 %. Это объясняется тем, что, во-первых, у данного оператора существует высокий бонус – примерно в 1,5 раза выше других. Кроме того, Теле2 доплачивает по $1 - 2 продавцам, если те выполняют план по подключениям. Одновременно у этого игрока заметно выросла качественность новых абонентов, так как оператор прекратили демпинг на стартовые пакеты». Кстати, наблюдатели отмечают, что здесь Теле2 пошел по пути «МегаФона», который несколько лет не инициирует таких акций. «Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» не приветствует такого рода акции, хотя иногда стартуют местные мероприятия, предусматривающие контент в подарок при подключении, например, но характер таких активностей в большей степени имиджевый".

Среди маркетинговых инициатив операторов в сентябре доминировали новые тарифные предложения и модификаторы. Так, уже 1 сентября «Билайн» и «Скайлинк» расширили линейки своих тарифных планов. "Билайн" запустил в Петербурге сразу две новые услуги в рамках своей федеральной программы (см. выпуск новостей от 2 сентября 2005 г.). Первое предложение – "SMS-Пакеты" - направлено на сегмент частных пользователей, а второе – "Мобильная почта" - предназначено для корпоративных клиентов оператора. В рамках услуги «SMS-Пакеты» абонентам системы расчетов с предоплатой предоставляется возможность снизить свои расходы на SMS в зависимости от количества покупаемых текстовых сообщений. Чем больше номинал «SMS-Пакета» – тем меньше стоимость одного сообщения в пакете. Пользователи сети «Билайн» могут выбирать между «SMS-Пакетами» следующих номиналов: 25 SMS-сообщений; 50 SMS-сообщений; 300 SMS-сообщений. В Северо-Западном регионе стоимость пакета номиналом 25 SMS равна $0,80, при этом цена одного сообщения составляет $0,032; пакет в 50 SMS стоит $1,45, стоимость одного сообщения – $0,029, и пакет в 300 SMS обойдется в $7,5, тогда стоимость каждого сообщения снижается до $0,025.

Одновременно «Билайн» объявил о старте коммерческой эксплуатации услуги «Мобильная почта» для корпоративных клиентов «Билайн» в регионах России. «Мобильная почта» предоставляет корпоративным клиентам «ВымпелКома» возможность получать простой и защищенный доступ к рабочей электронной почте и календарю в режиме реального времени при помощи мобильного телефона – смартфона или карманного компьютера.

В этот же день петербургская сеть "Скай Линк" запустила в рамках федеральной инициативы новый тарифный план "Сенсация-2" (см. выпуск новостей от 2 сентября 2005 г.). Он пришел на смену безлимитному предложению "Сенсация". Основное отличие второй версии – при разнице в абонплате в $1 он включает 1 Гбайт интернет-трафика вместо нелимитированной передачи данных с сохранением неограниченного количества локальных разговоров. Одновременно оператор снизил стоимость мобильной передачи данных на большинстве своих тарифов, включая и те, которые недоступны для подключения. Параметры нового тарифа «Сенсация-2» таковы: абонентская плата на нем составляет $99 (цены приведены без учета НДС), в тариф включено неограниченное количество локальных минут и 1 Гбайт трафика передачи данных. При превышении лимита 1 Мбайт обойдется в $0,10. Одновременно с вводом этого тарифа компания снизила на ряде тарифов расценки на мобильную передачу данных для большинства тарифов, включая недоступные для подключения, с $0,3 до $0,2 (это не касается тех предложений, где стоимость этой услуги и так уже ниже указанной суммы).

Напомним, что предыдущая версия этого тарифа – «Сенсация», которая сейчас закрыта для подключения, была запущена в Петербурге весной этого года. Основное его отличие – в абонплату в размере $100 в месяц были включены не только неограниченные местные звонки, но и нетарифицируемый доступ в Интернет. Тогда тариф «Сенсация» стал самым дорогим предложением в тарифной линейке оператора, однако он включал и самый большой набор услуг – фактически при местной связи здесь тарифицировалась только отправка SMS.

А с 2 сентября для жителей Петербурга и Ленинградской области действует группа новых тарифных планов от "Билайн" "Твое время" (см. выпуск новостей от 5 сентяря 2005 г. http://www.spbit.ru/news/n5706 ). Это предложение должно стать заменой предыдущему наиболее популярному тарифу от "Билайн" "Би+GSM", подключение к которому было закрыто с наступлением осени. Основными особенностями новой группы тарифов стала единая стоимость звонков на все мобильные номера в пределах Петербурга и Ленобласти, а также возможность подключения с прямым городским номером – в таком случае предусмотрена абонентская плата $0,10 в день (цены указаны без НДС). При этом новое предложение состоит из двух тарифных планов: «Твое время» и «Твое время – ночь» - второй тариф подразумевает снижение стоимости разговоров после 18.00.

Тариф «Твое время» пришел на замену закрытому с началом сентября для подключения предложению «Би+GSM», который был наиболее популярным предложением «Билайн» почти в течение года.

Кроме того, Северо-Западный филиал компании "Билайн" начал подключение к новой услуге "Корпоративный GPRS-доступ". С ее помощью бизнес-абоненты оператора могут получить мобильный доступ к своим корпоративным ресурсам. "Билайн" стал третьим оператором из "большой тройки" GSM-игроков, запустившим этот сервис в Петербурге (см. выпуск новостей от 8 сентября 2005 г. http://www.spbit.ru/news/n5755/ ).

В середине сентября «Мобильные ТелеСистемы» ввели на всей территории действия своей сети новую систему тарифов внутрисетевого роуминга, а также изменили систему тарификации междугородных вызовов (см. выпуск новостей от 19 сентября 2005 г. http://www.spbit.ru/news/n5879/ ). Кроме того, в каждом макрорегионе МТС была введена услуга «Льготный внутрисетевой роуминг», которая ориентирована на местных пользователей. Изменения имеют основной целью рост лояльности существующих абонентов. Данный шаг стал не первым действием оператора в этом направлении. Изменение тарифов внутрисетевого роуминга затронуло все 79 регионов действия оператора. Главными переменами здесь стали упрощение принципов тарификации, снижение стоимости роуминговых соединений и введение безроумингового пространства в пределах макрорегионов. Основное изменение в федеральном масштабе – в рамках смены тарифов для всех абонентов снижена стоимость входящих вызовов с номеров МТС, а также для пользователей большинства тарифных планов, и стоимость исходящих соединений – теперь они приравнены к цене вызова на домашнем тарифе абонента плюс $0,09. Ранее стоимость входящих вызовов с номеров МТС составляла $0,29, а исходящих – $0,19.

Запуск оператором этих изменений осенью наблюдатели связывают с возрастающей в осенний сезон деловой активностью, указывая при этом, что новые предложения направлены в первую очередь именно на бизнес-пользователей и контрактных абонентов. Кстати, доля последних, до недавнего времени неуклонно уменьшавшаяся, сейчас стабилизировалась. Хотя представители оператора не раскрывают данных по количеству контрактных подписчиков, можно предположить, что их доля в общем объеме абонентской базы оператора составляет примерно 18 % среди петербургских пользователей.

«Мобильные ТелеСистемы» запустили также в сентябре акцию с дилерскими сетями, в рамках которой промоутеры раздавали в салонах связи купоны для пополнения счета номиналом $5 тем, кто только что подключился в этом салоне к МТС на один из тарифов семейства «Джинс», сопровождая раздачу предварительными устными разъяснениями акции и рассказом об операторе. Акция проходит в 100 наиболее эффективных точках ведущих дилерских сетей Петербурга, а также в 30 точках двух других региональных центров Северо-Запада. Основным отличием акции от подобных мероприятий этого оператора и конкурентов стало ограниченное число точек, выбранных исходя из их эффективности, а также присутствие промоутеров. Почти одновременно оператор начал и рекламную кампанию технологии i-mode, запущенной в эксплуатацию с середины сентября.

В начале сентября "МегаФон Северо-Запад" запустил в Петербурге и Ленинградской области акцию, в рамках которой при подключении на тарифные планы группы "Лайт" абонентам в подарок предоставляется 100 минут. В рамках акции в период с 1 по 30 сентября 2005 года при подключении к сети "МегаФон Северо-Запад" на тарифные планы группы «Лайт» абонентам предоставляется 100 минут на разговоры в подарок. Бонусные минуты можно использовать до 31 октября 2005 года.

Одновременно оператор начал акцию для абонентов «Лайт» в Петербурге и Ленинградской области, в рамках которой при оплате услуг связи абонентам предоставлялся бонус - 30 минут в подарок на разговоры. Суть акции в том, что в период с 1 по 30 сентября 2005 года абонентам «Лайт» в Петербурге и Ленинградской области при активации карт оплаты «Лайт» номиналом от $10 или «Единых карт оплаты» "МегаФон" номиналом от 300 рублей в подарок предоставлялось 30 минут на разговоры внутри сети "МегаФон Северо-Запад". Бонусные минуты можно использовать до 31 октября этого года. При этом срок действия карт «Лайт» номиналом от $10 и единых карт номиналом от 300 рублей, активированных в период с 1 по 30 сентября, увеличился до 300 дней, за исключением карты номиналом $100, срок действия которой остается 360 дней.

Автор: Юрий Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети

Ключевые слова: