«Билайн» повторил почтово-дилерский эксперимент

Сотовые операторы продолжают искать пути альтернативной продажи своих контрактов на фоне коллапсирующего рынка традиционных дилерских сетей. В частности, Северо-Западный филиал «Билайна» запускает новый для себя такой проект в Вологде, где его комплекты можно будет приобрести в отделениях почтовой связи. Напомним, первопроходцем здесь выступил «Скай Линк», который начал сотрудничество с «Почтой России» еще в конце 2008 года в пригородах Петербурга и Ленинградской области.

Вологодский филиал компании «ВымпелКом» совместно с Управлением Федеральной почтовой связи по Вологодской области заключили договор о реализации стартовых комплектов в почтовых отделениях области. Стартовал проект в 13 почтовых отделениях Сокольского района, расположенных в небольших населенных пунктах. Для подключения там предлагаются два наиболее популярных тарифных плана «Билайн»: «Сенсация» и «Копейка». Первым к сети крупнейшего федерального оператора на почте подключился абонент в поселке Оларево. В дальнейшем география продаж в Вологодской области будет значительно расширена. Уже на сегодня в программе участвуют 40 отделений почтовой связи из 6 районов области, всего в области насчитывается более 600 почтовых отделений.

Как сообщили в компании, перед запуском проекта была проведена подготовительная работа, в том числе обучение сотрудников «Почты России», которые с большой заинтересованностью отнеслись к расширению спектра услуг, предоставляемых населению в отделениях связи. «Хочется отметить профессионализм и слаженную работу специалистов Вологодского филиала «Почты России». Благодаря нашим совместным усилиям проект был запущен в рекордно короткие сроки и уже сейчас дает хорошие результаты», – комментирует директор Вологодского филиала компании «ВымпелКом» Алексей Максимов.

Можно отметить, что Вологда не впервые раз выступает в качестве полигона для новых проектов «Билайна» на Северо-Западе, в частности, именно здесь в свое время у оператора состоялся первый запуск технологии мобильной передачи данных EDGE, который стал и первым в России в целом (см. новость раздела «Билайн» от 7 декабря 2004 г.).

Интересно, что «Билайн» не единственный сотовый оператор, который заключил соглашение с «Почтой России» на реализацию через почтовые отделения собственных стартовых комплектов. В конце 2008 года «Скай Линк Северо-Запад» («Дельта Телеком») приступил к освоению отделений «Почты России» – в основном тех, где установлены пункты коллективного доступа в Интернет (проект «КиберПочта»). Сейчас точки продаж работают в пригородных районах Колпино и Пушкине, и в дальнейшем пилотная зона была расширена еще на область, в частности, Ломоносов. «Скай Линк» склонен рассматривать проект с «Почтой России» не только как возможность создания нового канала продаж, но и как один из способов продвижения услуг оператора в Ленинградской области (см. новость раздела «Скай Линк» от 25 декабря 2008 г.). В целом руководство оператора положительно оценивает данный проект, и, как отмечала в свое время генеральный директор ЗАО «Скай Линк» Гульнара Хасьянова, он будет продолжен не только в Ленобласти.

Сотрудничество с «Почтой России» не первая попытка петербургского «Скай Линка» работать с альтернативными каналами продаж – так, в сентябре компания запустила проект по продаже аналогичных комплектов в сети автозаправок Aero и «Фаэтон». Совокупно они сейчас включают около 50 АЗС, в том числе и в Ленобласти. Сейчас в рамках новой акции на пригородных заправках «Фаэтона» абоненты смогут купить комплект для организации мобильного доступа в Интернет в области – в него входят модем и тариф для передачи данных «Областной». Вторая акция проводится на городских заправках сети Aero, где абоненты смогут на выгодных условиях приобрести новый коммуникатор AnyData ASP-505 в комплекте с одноименным тарифным планом (см. новость раздела «Скай Линк» от 11 марта 2009 г.).

Возвращаясь к инициативам «Билайн» по развитию каналов продаж, напомним, что оператор продолжает строительство собственной эксклюзивной розницы (см. например, новость раздела «Билайн» от 12 января 2009 г.). Например, в течение 2008 года в Петербурге у «Билайна» заработало около 10 новых точек, открылся салон в Гатчине и планируется открытие еще одного – в Киришах. Все эти салоны открыты в сотрудничестве с «Телефорумом». Напомним, что «Билайн» и «Телефорум» сотрудничают с 2007 года – тогда на базе розничной сети «Телефорум» были созданы два первых эксклюзивных региональных салона «Билайн» в Архангельске и Ростове. Что касается проекта развития сети эксклюзивных салонов «Билайн» в Ленинградской области, то его старт пришелся на 2005 год – тогда был открыт первый центр продаж и обслуживания клиентов оператора в Гатчине в сотрудничестве с компанией «Элиен». На сегодня эксклюзивные салоны «Билайн» работают во всех крупных городах области. Кроме того, «Билайн», являясь совладельцем «Евросети», может на выгодных условиях продвигать свои стартовые пакеты через этого ретейлера.

Многие игроки сотового рынка используют как альтернативные каналы сети гипермаркетов. Например, «МегаФон» перед новым годом вышел в торговые комплексы «Карусель», Tele2 активно продает SIM-карты в крупных торговых центрах, таких как «Лента», «О'Кей», «Карусель» (см. новость раздела «МегаФон» от 18 декабря 2008 г.), «Мега» с недавнего времени – в «Перекрестке» (см. новость раздела «МегаФон» от 14 апреля 2009 г.). Стартовые пакеты «Билайна» в последнее время активно распространяются рядом со станциями метро – здесь оператор перенял опыт Tele2. Кроме того, у «Билайна» был в Петербурге опыт продаж комплектов и с мобильных точек продаж – весной прошлого года было запущено три фирменных микроавтобуса.

В свою очередь, Tele2 в течение 2008 года также занимался развертыванием эксклюзивных салонов в Петербурге. Оператор открыл порядка 10 новых офисов обслуживания и продаж в городе. Все они были открыты самостоятельно, без участия или приобретения ретейлеров. В целом сеть «Tele2 Санкт-Петербург» включает 30 точек. При этом данный оператор одним из первых стал осваивать альтернативные каналы, начав с «Пятерочки» (см. новость раздела Tele2 от 11 декабря 2007 г.) и далее продолжив другими сетями (см. новость раздела Tele2 от 8 февраля 2008 г.). В настоящий момент в городе представлено более полусотни мобильных точек продаж в сетевых супермаркетах и более 300 точек в несетевых магазинах, что, по словам руководства компании, привносит существенный вклад в число новых подключений (см. новость раздела Tele2 от 18 марта 2009 г.).

МТС также активно присматривается к альтернативным каналам продаж, в частности, его комплекты продавались в сетях «О'Кей», «Карусель», «Перекресток» и «Лента». Кроме того, некоторые его тарифы продавались на петербургских вокзалах, а тарифный план «Заботливый», ориентированный на людей пожилого возраста, промоутеры МТС предлагали в домах престарелых и больницах. Данный оператор также активно развивает свою монобрендовую розничную сеть, а также занимается приобретением уже существующих розничных сетей. По Северо-Западу у МТС  насчитывается 34 собственных салона-магазина. Число салонов сети эксклюзивной розницы –  240 по макрорегиону, в основном они открыты на базе локальных дилеров, и из крупных партнеров здесь можно упомянуть «ТС-Ритейл» (известный по проекту «Точка»). В 2009 году МТС на федеральном уровне стала владельцем таких крупных ретейлеров, как «Телефон.Ру» и «Эльдорадо» (см. новость раздела МТС от 2 апреля 2009 г.).

Автор: Ирина Рыбченко.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети

Ключевые слова: маркетинг, Билайн, МТС, МегаФон, торговые сети, розничная торговля, сотовые операторы, Tele2, Вологда