«Без галстуков». Петербургские CIO обсудили кризис

Вчера, 9 декабря 2008 года, прошло третье заседание «Без галстуков» петербургского клуба ИТ-директоров SPb CIO Club, посвященное проблематике деятельности ИТ-подразделений в условиях финансового кризиса. Данное мероприятие состояло из двух секций – в рамках первой аудитории был представлен доклад о пилотном проекте, целью которого являлось регулирование межфункционального взаимодействия сервисных и бизнес-подразделений ОАО «Инвестиционный банк «КИТ Финанс». Во втором отделении обсуждались результаты исследования Intelligent Enterprise, посвященного практике использования ИТ на российских предприятиях в условиях кризиса.

Петербургский клуб ИТ-директоров предприятий Северо-Западного региона SPb CIO Club был основан в ноябре 2004 года. Участниками клуба являются более 300 руководителей ИТ-служб предприятий Северной столицы. Деятельность клуба поддерживается такими партнерами, как «Лаборатория Касперского», «Комстар», Microsoft, Fujitsu-Siemens, «Крок», IBM, «1С», APC, Orange, «Тринити», Lanck Systems, а также компаниями «АстроСофт», «Фабрика Бизнеса» и ArtCommunications («Энфорта»). Отметим, что на днях SPb CIO Club изменил формат принятия решений, теперь в управляющий состав входят 9 членов, участвующих в формировании политики развития клуба. Кроме того, теперь ИТ-директора предприятий состоят в SPb CIO Club на платной основе.

Вчера, 9 декабря 2008 года, прошло очередное заседание «Без галстуков» петербургского клуба ИТ-директоров SPb CIO Club. Данное мероприятие, как и два предыдущих, также было посвящено теме деятельности ИТ-подразделений компаний в условиях кризиса. Заседание проходило в формате двух секций, на первой выступила начальник управления обратной связи департамента организационного развития компании «КИТ Финанс Инвестиционный банк» Елена Шуксто. Специалист рассказала о пилотном проекте, в основе которого проводилось исследование состояния межфункционального взаимодействия подразделений банка. Для аудитории CIO Club был представлен фрагмент исследования относительно ИТ-подразделения ««КИТ Финанс Инвестиционный банк», которое состоит почти из 120 сотрудников. Отметим, что летом 2008 года банк решил развивать новый вид розничных услуг – карты лояльности. В связи с этим компания-подрядчик (в этом качестве выступил один из крупнейших игроков  на мровом рынке) провела аудит, который показал, что бизнес организации не является сервис-ориентированным. Тогда руководство банка приняло решение своими силами исследовать понимание сотрудниками роли своего отдела в общем бизнесе банка. Для этого необходимо было выявить уровень удовлетворенности внутреннего клиента (ICSI), в качестве которого выступает любое подразделение, прибегающее к сервисам ИТ-службы. Как отметила г-жа Шуксто, многие подразделения замыкаются на собственных задачах, выполняют обязанности в отрыве от целей и интересов смежных подразделений и компании в целом. При росте организации появляются новые подразделения, и согласование действий между ними становится более трудоемким, а цели компании достигаются с большими затратами и не в полном объеме. В результате проведенного проекта были разработаны меры по преодолению дисбаланса на основе методики расчета индекса удовлетворенности внутреннего клиента (ICSI).



Во второй секции заседания ИТ-директоров SPb CIO Club аудитории были представлены результаты исследования Intelligent Enterprise, посвященного практике использования ИТ на российских предприятиях в условиях кризиса, а также их сравнение с докризисной картиной (весеннее исследование). С этим докладом выступил главный редактор Intelligent Enterprise Константин Зимин. Основным методом исследования было анкетирование ИТ-директоров. При исследовании докризисной ситуации анкеты были получены от 150 респондентов, а деятельность ИТ-подразделений в условиях кризиса диагностировалась по ответам 212 специалистов.

Результаты анкетирования показали, что в направлении сворачивания активности ИТ-отдела около 32 % CIO (Chief Information Officer, директор ИТ-департамента) собираются проводить количественное сокращение отдела (территория, продукция), 24 % директоров прибегнут к комплексному сокращению. Отказаться от капитальных вложений при сохранении объемов работ планируют 16 %, а 10 % руководителей не собираются сворачивать активность подразделений вообще. По исследованиям CIO за ноябрь 2008 года 40 % зарубежных компаний планируют урезать ИТ-бюджеты, по результатам Forrester – это 43 % предприятий, при этом размеры сокращений на Западе не превышают 3 %, когда в России эти показатели упадут на 20 - 30 %. По мнению участников мероприятия, такой разрыв в прогнозах ИТ-директоров связан в первую очередь с тем, что западные компании не сталкивались с подобными масштабами финансового кризиса, в отличие от России, и недооценивают перспективы развития ситуации.

Если рассматривать области ИТ, за счет которых будут проводиться сокращения денежных потоков, то большинство компаний (44 %) планируют экономить на обучении персонала. Как объяснил один из участников заседания, такие фирмы рассматривают данную инициативу как подготовку специалистов для работы на других предприятиях, кроме того, такие инвестиции не являются прозрачными, что необходимо при планировании бюджета в данной ситуации. Говоря о приоритетах в автоматизации, данные показатели сместились от создания полной и адекватной картины функционирования предприятия в пользу сокращения издержек (77 %), что, как заметили эксперты, уже несвоевременно. Но в целом акценты при внедрении ИТ остались теми же, что и до кризисной ситуации.

В качестве ответных мер, наиболее адекватных для ведения бизнеса в сложившихся финансовых условиях, 50 % ИТ-директоров видят приостановку части проектов, причем, как показали исследования CIO, 49 % западных компаний уже предприняли такие меры. 46 % российских CIO считают, что необходимо усилить стандартизацию и методическое оснащение ИТ-процессов, а 41 % анкетируемых стремится найти инновационное решение, которое даст компании конкурентное преимущество перед игроками на рынке. Константин Зимин отметил, что достаточно низкий процент опрошенных (33 %) собирается провести анализ рынка с целью получения скидок на ИТ-решения от поставщиков. Как считает специалист, вендоры на сегодня готовы предоставить 25 - 50 %, а в перспективе и 70 % скидки на ПО. Заметим, что такой агрессивный маркетинг возможен только в части софтверных решений, которые необходимо будет обновлять, что же касается «железа», то здесь стоимость не может быть значительно снижена. В качестве решений для сокращения затрат на эксплуатацию инфраструктуры ИТ-директора рассматривают стандартизацию, а также виртуализацию и консолидацию ИТ-ресурсов.



Данное заседание SPb CIO Club посетило порядка 40 директоров. В рамках тематики кризисной ситуации в стране мероприятие формата «Без галстуков», как уже отмечалось, проводится в третий раз. На первом заседании обсуждались проблемы управления персоналом в сложившейся финансовой ситуации. Предыдущее же мероприятие SPb CIO Club проходило 18 ноября 2008 года. На встрече проводилась деловая игра «Стратегическое планирование проекта внедрения ERP-системы». В последнем блоке были представлены выступления экспертов, а также велось обсуждение достоинств и недостатков решений с приведением примеров из практики существующих компаний. «Зачастую так называемые антикризисные решения, которые так активно выводятся вендорами на рынок, не выполняют основной функции, которая в них заложена, - заметил президент SPb CIO Club Максим Белоусов. – Сейчас компаниям необходимы ИТ-разработки, которые являются не столь затратными, и в то же время эффект от их внедрения должен быть незамедлительным. Только при таких условиях предлагаемые решения могут быть интересными предприятиям в нынешнем финансовом положении. Так, следующее мероприятие клуба пройдет 18 декабря, на котором компании «КРОК» и Microsoft расскажут о существующих кейсах, при реализации которых был достигнут именно тот перечень задач, перед которыми стоят многие предприятия в условиях кризиса».

Автор: Дарья Тренина.

Тематики: Интеграция, Маркетинг, ПО, Кадры

Ключевые слова: