WAP и его перспективы. Обсудили на Mobile Monday

Вчера, 19 мая 2008 года, в Петербурге состоялось очередное заседание Mobile Monday. На этот раз темой встречи было развитие WAP-бизнеса. Интересно, что в прошлом, 2007 году, весной также проходила встреча с аналогичной тематикой, причем двое из спикеров выступали как в прошлом, так и в нынешнем году. Однако проблемы, поднятые на последней встрече, несколько отличались от прошлогодних.

Менеджер WAP и web-разработок компании i-Free Павел Матвеев рассказал о перспективах развития направления ODP (On Device Portal), приложений, основной задачей которых является упрощение доступа пользователя к контентным услугам. По его мнению, именно ODP является одним из возможных путей развития WAP в России. На данный момент ситуация складывается таким образом, что количество информации растет все быстрее, а средств для управления и хранения информации не так много. При этом затраты на систематизацию и хранение информации становятся все больше, поэтому необходимы новые инструменты для решения этих задач, причем преимущество отдается комплексным решениям, каковым и является ODP.

По словам Павла Матвеева, все On Device Portal можно разделить на несколько типов. Первый из них – Offline Portal, клиентское приложение, которое содержит достаточно ограниченный каталог контента, однако доступный вне зависимости от внешних условий. On Device Storefronts – приложение, призванное облегчить взаимодействие абонента с магазином мобильного контента и онлайн-сервисов. Еще один тип ODP – Home-Screen Replacement, приложение, замещающее собой «домашний» экран телефона. 

Как отметил г-н Матвеев, у решений ODP большой потенциал, так как они дают преимущества как для абонентов, так и для контент-провайдеров и операторов. Так, абонентам использование ODP позволяет сократить количество действий, необходимых для получения контента, увеличить скорость и качество связи, облегчить настройку интерфейса и набора сервисов. Кроме того, абонентам предоставляется возможность, в частности, загружать фото непосредственно с камерофонов, а также получать более нужную информацию, так как с помощью ODP провайдер услуги получает больше информации о пользователе. При этом зачастую графическое оформление ODP может быть более ярким, чем у WAP-сайта (wow-фактор). Что касается оператора и контент-провайдера, то для них преимущества практически идентичны, за исключением генерации GPRS-трафика, которая более актуальна для оператора. В остальном оба игрока рынка с помощью ODP повышают продажи контента и услуг, получая единую точку доступа к сервисам.

Что касается перспектив развития этого направления, то, по мнению г-на Матвеева, они в основном связаны с сетями третьего поколения. В частности, ODP будет использоваться для LBS-сервисов, QR-кодов (способ кодировать текстовую и графическую информацию), видеоблогинга, потокового видео, социальных сетей, подкастов и мобильного банкинга.

Второй участник встречи, также выступавший и на прошлогоднем мероприятии (см. новость от 17 апреля 2007 г.), -руководитель проекта WAPstart.ru Кирилл Рожковский. Темой его выступления стало направление геопозиционирования в WAP-среде. По мнению г-на Рожковского, это направление бизнеса при определенных условиях может изменить портрет мобильного Интернета и сделать его более привлекательным как для игроков рынка, так и для потребителей.

На данный момент существуют четыре основных возможности определения положения абонента на местности. Первое – LBS-сервисы (Location Based Services). Среди преимуществ этого вида позиционирования можно назвать отсутствие зависимости от модели телефона, среди недостатков – юридические тонкости (необходимо согласие абонента на определение его местоположения) и неудобный интерфейс. GPS-сервисы, наоборот, имеют небольшой уровень проникновения, так как недостаточно терминалов, поддерживающих эту функцию, кроме того, услуги доступны только на улице, однако при этом преимуществом является высокая точность определения местоположения. Еще один вариант – триангуляция, которая объединяет в себе возможности LBS-услуг и ondevice-сервисов (т.е. привязана к оборудованию). Среди преимуществ можно отметить возможность определения координат в помещении, в том числе в метро, с помощью ориентировки по базовым станциям. В частности, именно эту технологию используют мобильные версии Google Map и «Яндекс.Карты». Последний вариант – ручной ввод, характеризующийся наименее удобным интерфейсом, однако более высокой точностью ориентирования.

Г-н Рожковский отметил, что за рубежом, в отличие от российской ситуации, менталитет потребителя более приспособлен к использованию услуг позиционирования, так как в Европе и в США жители менее привязаны к определенному населенному пункту и готовы переезжать, что позволяет более активно продвигать сервисы на основе геопозиционирования.

Что касается сегментов бизнеса, где могут быть использованы услуги на основе геопозиционирования, то Кирилл Рожковский выделил социальные сети, ретейл, инфосервисы и рекламу, однако все они пока мало представлены в мобильном Интернете.

Для того чтобы геопозиционирование стало ключевой услугой в WAP, должны произойти некоторые изменения. Во-первых, мобильные браузеры, на чью долю приходится большая доля рынка (Opera, Safari и Access), должны начать использовать триангуляцию. Также должны появиться открытые API (Application Programming Interface) для web-разработчиков. А кроме того, должна быть создана программная платформа для определения ближайшего объекта. Если все три момента будут реализованы, то, по мнению г-на Рожковского, появится идеальный продукт для пользователя.

Напомним, что сотовые операторы очень активно развивают направление услуг на базе определения местоположения абонента, однако не для WAP-сервисов, а параллельно с голосовыми возможностями сети. Так, МТС достаточно давно предоставляют сервис «МТС-поиск» (см., например, новость от 1 февраля 2006 г.). «МегаФон Северо-Запад» недавно запустил тарифный план «Смешарики», одним из преимуществ которого является возможность определения местоположения абонента (см. новость от 16 мая 2008 г.). Кроме того, в Москве «МегаФон» запустил услугу «Домашняя зона» на основе технологии LBT (индивидуальная тарификация по местоположению) (см. новость ict-online.ru от 15 апреля 2008 г.). В рамках услуги стоимость трафика зависит от зоны, выбранной в качестве «домашней» самим абонентом.

Третий докладчик, не участвовавший в прошлогоднем мероприятии, до недавнего времени являвшийся генеральным директором компании Videoradar, Андрей Артищев, рассказал о перспективах развития мобильного телевидения. По его словам, ситуация с мобильным видео в 2008 году выглядит следующим образом. В СНГ услугами мобильного видео пользуются около 10 тыс. абонентов в сутки, при этом 70 % спроса – на порноконтент, по 10 % - на музыкальный и шуточный контент. Основную массу потребителей услуг составляют мужчины в возрасте от 18 до 25 лет. При этом 95 % пользователей скачивают и только 5 % закачивают видео, при этом средний размер видеофайла составляет от 300 Кбайт до 1 Мбайта за сессию, тогда как в сетях третьего поколения – до 10 Мбайт. По данным Андрея Артищева, для пользователей мобильного видео стоимость трафика является важным фактором, о чем говорит, например, тот факт, что после запуска оператором сотовой связи «МегаФон» услуги, предполагающей безлимитный ночной интернет-трафик за фиксированную абонентскую плату («Ночной форсаж», подробнее см. новость от 5 февраля 2008 г.), наблюдался всплеск пользователей видео с IP-адресов «МегаФона». Так, если днем доля абонентов этого оператора в общем количестве услуг составляла 15-20 %, то в ночное время достигала 50 %. Наиболее популярным является формат 3 GP 176-220.

На данный момент, согласно выводам г-на Артищева, мобильное видео – не очень популярный контент, что обусловлено низкой скоростью каналов, высокой стоимостью трафика и низким качеством контента. В сетях третьего поколения данная услуга также не стала популярной, в том числе из-за неправильного позиционирования операторами, которые продвигают не конкретную услугу, которая понятна абонентам, а собственно сеть 3G.

Что касается прогнозов, то в дальнейшем с развитием сетей третьего поколения и увеличением проникновения терминалов с поддержкой 3G пойдет рост UGC-контента (генерируемого самим пользователем). Таким образом, г-н Артищев предполагает, что в первом и втором кварталах 2009 года произойдет активизация в скачивании видеоконтента, при этом - снижение доли порно, что будет обусловлено изменением портрета пользователя. На второй квартал 2009 года также придется рост доли UGC-контента. В третьем-четвертом кварталах 2009 года произойдет активизация в сегменте видеознакомств, мобильной Skype-телефонии, а также – в четвертом квартале – потокового видео, однако только для спортивных трансляций (преимущественно – футбол). Что касается бизнес-модели, то будет использоваться либо рекламная модель, либо оплата доступа к трансляции через SMS. Собственно продажа видео вряд ли будет развиваться, основной акцент будет делаться на услугах видеозвонков, видеооткрыток и сервисов ring-backtone. 

Напомним, что операторы сотовой связи уже активно развивают видеосервисы. В частности, «МегаФон» в Петербурге предлагает услугу «Видеозвонок» (см. новость от 25 ноября 2007 г.). МТС, в свою очередь, недавно завершили тестирование нескольких услуг на базе видео - See me on TV, Site cam и Fun room (см. новость от 14 мая 2008 г.).

Автор: Алена Журавлева.

Тематики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Оборудование, ПО, Финансы, Web

Ключевые слова: