Согласно исследованию, объем внешнего финансирования, получаемого российскими разработчиками ПО, в прошлом году увеличился и превысил $300 млн. Деньги из внешних источников получили 11% компаний-реcпондентов, а годом ранее таковых было только 6%.
"В последние три года стало очевидно, что компании начали более реально оценивать перспективы привлечения инвестиций. Например, на инвестиции в 2018 г. рассчитывали 11% опрошенных в 2017 г. компаний и 12%, опрошенных в начале 2018 г. Доля фактических получателей инвестиционных средств полностью соответствует прогнозу - 11%. Прежде на инвестиции рассчитывало в полтора-три раза больше компаний, чем их потом получало. Например, если 18% опрошенных компаний ожидали по итогам 2015 г. получить внешнее финансирование, то в реальности таковых оказалось только 7%", - говорится в сообщении компании "Руссофт".
Объем привлеченных инвестиций в софтверной отрасли возрос после зафиксированного резкого сокращения в 2017 г. По данным "Руссофта", если экстраполировать данные по опрошенным компаниям на всю индустрию, в которой, как предполагается, действовало не менее 3500 компаний, то получается, что в 2016 г. объем внешних инвестиций составил $420 млн, а по итогам 2017 г. он сократился до $120 млн.
Скорее всего, сокращение объема инвестиций и последующее его кратное увеличение были не настолько большими. Однако есть все основания считать, что падение и рост все же имели место. По итогам 2018 г. расчетный показатель вырос до $325 млн. С учетом имеющейся большой погрешности - это не сильно отличается от $420 млн., полученных в 2017 г.
По 2015 г. у "Руссофта" нет данных по привлеченным инвестициям.
Опрос охватывает малое количество получателей инвестиций - 10-15 компаний. Следовательно, как отмечают исследователи "Руссофта", экстраполировать данные на всю отрасль возможно, но с большой погрешностью и с учетом влияния случайных факторов.
Кроме того, в рамках опроса сообщают о полученных инвестициях преимущественно небольшие компании. Крупные сделки, даже при их небольшом количестве, могут перевесить все другие вложения. Но такие сделки далеко не всегда имеют публичность. В большинстве случаев о подобных сделках сообщения вообще не поступают.
В 2018 г. намного чаще привлекать инвестиции удавалось компаниям со следующими характеристиками: созданы менее 10 лет назад; доля экспорта менее 50%; работают на новых рынках Азии, Ближнего Востока, Африки, Южной и Центральной Америки или планируют выход на них в ближайшие два года; увеличили экспортные доходы более чем на 10%.
По данным "Руссофта", намного сложнее получить внешнее финансирование в небольших городах. Модель бизнеса, продуктовая или сервисная, на долю компаний, которые привлекли инвестиции, не повлияла.
По итогам 2017 г. ситуация была иная. Инвестиции чаще привлекали разработчики программных продуктов с оборотом менее $5 млн, у которых более 50% оборота приходилось на зарубежные продажи. Такие компании обычно были созданы менее чем 10 лет назад и расположены в Сибири или Москве. Как сообщают в пресс-службе "Руссофта", схожие результаты получили и при анализе итогов 2016 г.
Эксперты PwC и РВК (Российской венчурной компании) определили, что рост рынка венчурных сделок начался еще в 2017 г. Это произошло впервые с 2013 г. В 2018 г. рост продолжился. PwC и РВК при изучении ситуации на венчурном рынке не учитывали прямые инвестиции. В данных "Руссофта" есть виды внешнего финансирования.
Улучшение ситуации на всем венчурном рынке, несомненно, позитивно сказывается и на софтверной отрасли. Многочисленные источники говорят о том, что российские корпорации различных отраслей, включая крупные компании с государственным участием, начали финансировать стартапы. Пока преимущественно под собственные задачи (создание новых сервисов, цифровую трансформацию). По-видимому, руководители этих корпораций поняли, что своими силами они могут создать любые решения, но стартапы могут сделать это в разы дешевле и быстрее.
Согласно исследованию "Венчурный Барометр 2018", процесс запуска новых венчурных фондов в России заметно ускорился: в 2018 г. они появились под управлением у 30% респондентов.
Специалисты "Руссофта" отмечают, что в России появляются венчурные капиталы с Ближнего Востока и из Китая. С западными инвесторами стартапы связывают надежды на увеличение внешнего финансирования. Для решения проблемы нехватки инвестиционных ресурсов нужен ежегодный рост объема инвестиций не менее чем в два раза.
За два года работы акселератора B2В-стартапов компании "КРОК" программу завершило более 40 внешних команд. Из них, по словам директора по развитию продуктов и сервисов ИТ-компании "КРОК" Валентина Губарева, каждая третья привлекала внешние источники финансирования от российских фондов и инвесторов в размере от $30 тыс. до $1 млн.
"Большинство из них делают именно софтверные продукты под конкретные бизнес-задачи. Часто получение инвестиций происходило на втором или третьем году работы, когда у стартапа уже были успешные кейсы, весомые доводы по освоению рынка и понимание условий предстоящей сделки. На этом этапе команды заинтересованы в инвестициях под масштабирование продаж или выход на новые рынки. В том числе и на рынок Персидского залива", - говорит Валентин Губарев.
Аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александр Осин считает, что рост количества организаций, предлагающих финансирование, есть. "Х5 Retail Group начала отбор стартапов в Китае. Акселератор Facebook впервые примет стартапы из России. Примерами акселераторов в коммуникационной сфере являются проекты акселераторов компаний "Ростелеком", "Билайн", "Почта России", банк ВТБ, Сбербанк. Это тренд, который, пришел к нам с западных рынков, где инвесторы - в ответ на постепенное повышение с 2016 г. инфляционных рисков - стали активно покупать "сырые" технологии как сырьевой защищающий капитал от инфляции. В РФ эта тенденция получила активное развитие в 2018 г. и 2019 г.", - сказал Александр Осин.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын уверен, что высокий потенциал роста инвестиций в софтверные компании сохраняется. По его словам, в 2017 г. инвестиции в компании Кремниевой долины составили $17 млрд. Не все они вложены именно в софтверные компании, однако, уточнил аналитик, значительная их доля.
"Деньги льются в Долине рекой. И не только американские, но и китайские, российские, саудовские и прочие. Конечно, не все расходы там оправданны, и в России нет острой нужды нанимать молодых специалистов по глубокому обучению нейронных сетей за $1 млн. Кроме того, догоняющие игроки могут сэкономить на исследованиях. И все же, если поставлена задача достичь полноценного цифрового суверенитета, то затраты, наверное, должны составить хотя бы 10-15% от указанных", - считает Леонид Делицын.
Он озвучил сумму в $1-1,5 млрд в год инвестиций в отечественный софт. "Если инвесторы поверят в курс на построение самодостаточной цифровой экономики и возможность заработать на построении компонентов для нее, то объем инвестиций может вырасти и вдвое", - подытожил эксперт.
Анастасия Самсонова