Как давно и почему вы стали заниматься антивирусами по подписке?
– В конце октября 2008 года для абонентов SkyNet была запущена услуга подписки на антивирус Dr.Web. В течение 2009 года мы внедряли сервисы по подписке на антивирусные решения «Лаборатории Касперского», Panda, Eset Nod и Agnitum. Причём SkyNet стал первым в Петербурге провайдером, предоставляющим подписку на антивирусы последних двух вендоров. Цель, с которой мы стали заниматься этим направлением, проста – увеличение ARPU с абонента. Антивирусы по подписке – это пока единственная услуга, которая может принести провайдеру деньги, помимо продажи доступа в Интернет.
Как выглядит реализация услуги для абонента?
– Абонент подписывается на услугу в «Личном кабинете». Установка антивируса и подключение к серверу провайдера для получения обновлений осуществляется автоматически, обновления закачиваются по внутрисетевому трафику. Ежемесячная подписка также продляется автоматически. Ряд решений (антивирусы от «Доктор Веб») позволяют приостановить подписку на определённый период. То есть весь процесс подписки оптимизирован.
Почему изначально был выбран именно Dr.Web?
– Мы постоянно отслеживаем конкурентную обстановку и узнали, что «Элтел» внедрил подписку на Dr.Web. До этого мы не знали, что такой сервис в принципе существует и кто его реализует. Но как только узнали о такой возможности, сразу обратились в «Доктор Веб». В компании среагировали на заявку быстро, практически мгновенно. Причём были задержки с нашей стороны, но со стороны «Доктора Веба» сервис был развёрнут оперативно. Я считаю, что у компании «Доктор Веб» достаточно правильный подход: им нужны только логин и пароль от машины, где они сами разворачивают решение. С другими поставщиками много остаётся незакрытых вопросов и по внедрению, и по работе сервиса. И на данный момент есть ряд технических неурядиц, до сих пор не все вопросы отлажены. С «Доктор Веб» такого нет.
Так почему вы взяли на вооружение несколько поставщиков, а не сфокусировались на одном?
– У разных пользователей разные предпочтения, и мы решили внедрить как можно больше решений, чтобы предоставить абонентам выбор и удовлетворить различные вкусы. Предоставляй мы подписку только на одно решение, мы потеряли бы тех пользователей, что предпочитают других вендоров. Чем больше абонентов охватывает услуга, тем больше от неё выгода. Поэтому SkyNet заключал договоры с различными поставщиками, расширяя линейку доступных антивирусов, и на данный момент нашим абонентам доступны решения пяти вендоров.
Такая практика себя оправдала?
– У нас – да. Число подписок на разные антивирусы растёт. Да, немного замедлились темпы подключения на конкретный антивирус при внедрении нескольких вариантов, так как абоненту предоставлен большой выбор. Но суммарно подключений стало больше. После круглого стола, который провёл «Доктор Веб» в Санкт-Петербурге осенью прошлого года (см. новость раздела AV-Desk от 24 ноября 2009 г. – прим. ред.), сервис Dr.Web AV-Desk появился практически у всех, и провайдеры уже начали присматриваться к остальным поставщикам.
Кто же лидирует по подключениям и каков процент проникновения данного сервиса среди абонентов SkyNet?
– Dr.Web здесь является абсолютным лидером. К нему даже близко ещё никто не подбирается. В процентном выражении примерно 5 % всех абонентов SkyNet пользуются антивирусными решениями SkyNet (примерно 3750 пользователей). На решения остальных вендоров приходится 3 % абонбазы. В целом же если смотреть динамику прихода доходов по всем остальным сервисам, то эта услуга лидирует. Действительно, этот сервис тем хорош, что он имеет разовые затраты на внедрение (биллинг, платформа, сервер, на котором развернуто решение), после чего начинает приносить деньги.
Какие ещё вы имеете в виду дополнительные сервисы?
– Начиная от IP-телефонии, которая является не столь востребованной услугой, и заканчивая выделенным IP-адресом – самая топовая допуслуга у провайдеров. У SkyNet, кстати, этой услуги больше нет, так как реальный IP-адрес предоставляется абсолютно всем абонентам.
Используются ли услуги предоставления антивируса по подписке в вашей рекламной активности: в листовках, рассылках?
– Исключительно как информационное наполнение, как рекламное привлечение абонентов – нет.
То есть вокруг услуги антивируса ничего интересного не происходит?
– И это плюс. Это плюс полноценного, законченного решения. Плохо, когда этого не происходит, и «интересное» заключается в том, что сервис не работает. Dr.Web AV-Desk успешно внедрён и работает стабильно.
Каковы дальнейшие планы SkyNet по развитию данного сервиса?
– Расширения линейки пока не предвидится, мы охватили всех, кого собирались. Спрос на услугу устойчивый, и я думаю, что в дальнейшем он будет расти.
От чего зависит интерес к услуге?
– Я думаю, от общей «напряжённости», создаваемой вендорами антивирусов по поводу вирусной угрозы. Чем больше абоненты думают, что они в опасности, тем больше будут пользоваться антивирусом.
По вашим оценкам, каково проникновение данного сервиса на петербургском рынке ШПД?
– С теми или иными вендорами услугу запустили такие крупные игроки, как «Авангард», «Билайн», «Интерзет», «Ниеншанц-Хоум», MNS.ru, «Элтел», «Цифра». То есть, за исключением ТКТ, «верхушка» петербургского рынка охвачена вся, и на данный момент услугу активно внедряют операторы второго эшелона.
Получается, что эта опция стала неким стандартом и перестала быть конкурентным преимуществом для провайдера?
– С одной стороны, это так. Но она имеет преимущество для провайдера и в том плане, что даёт возможность получать больший доход.