Антивирусное ПО как услуга. Борьба за рынок продолжается

Модель предоставления программного обеспечения в виде услуги – то есть дистанционно – давно пользуется успехом в Европе и особенно в США. В России так называемая SaaS (Software as a Service) также постепенно приживается, однако есть и исключения. Среди них – рынок антивирусных решений, который до сих пор остается для SaaS некой terra incognita.

Данная ситуация вызывает множество вопросов, особенно к крупнейшим вендорам, которые регулярно «радуют» пользователей новинками, способ предоставления которых пользователям остается старым как мир, а именно: купить коробку, прочитать руководство, установить. Естественно, что в этой цепочке есть множество нюансов – пользователь в результате долгих раздумий должен определиться, что же именно ему нужно, затем купить это, избежать возможных неисправностей при инсталляции, настроить, обновить и т. д. Впрочем, данную цепочку можно и сократить. К примеру, запустить инсталлятор через «личный кабинет» на сайте провайдера, который самостоятельно закачает и установит на компьютер антивирусный пакет с автоматическими настройками.

Российские первопроходцы

Этот пример основывается на интернет-сервисе компании «Доктор Веб», которая представила его в конце 2007 года. Он получил название Dr.Web AV-Desk. По сути, специалисты этой известной компании-разработчика первыми в России попытались взглянуть на модель предоставления антивирусных решений под другим углом. И что же получилось в итоге?

Статистические данные, представленные компанией «Доктор Веб», таковы: внедрение Dr.Web AV-Desk на сегодняшний день (это с конца 2007 года) осуществили более 80 провайдеров в России и странах СНГ. Количество абонентов, подключенных к услуге «Антивирус Dr.Web», составляет несколько сотен тысяч человек.

Как рассказывают специалисты «Доктор Веб», Dr.Web AV-Desk является клиент-серверным приложением, разворачивающимся на серверах провайдера и интегрирующимся в используемую им биллинговую систему. Пользователю через «личный кабинет» предлагается скачать инсталлятор, в котором содержится идентификационный номер, созданный сервером. После того как пользователь запускает инсталлятор, он проходит идентификацию и затем уже автоматически в течение нескольких секунд скачивает основной антивирусный пакет.

Тот факт, что подключение к услуге происходит через «личный кабинет» на сайте провайдера, является весьма значимым, так как это действительно удобно и не требует дополнительных усилий. В момент оформления подписки для каждого абонента создается уникальный пакет инсталляции (UID). Процесс создания таких пакетов может производиться вручную администратором или автоматически. По сути, такая система регистрации пользователей с последующей передачей им инсталляционного файла позволяет установить антивирусную защиту «в один клик». Предоставляемый подписчику на услугу антивирусный агент включает следующие компоненты: 1) сканер Dr.Web: осуществляет проверку системной памяти, активных процессов и файлов, запускаемых при старте системы; 2) резидентный монитор SpIDer Guard: осуществляет мониторинг вирусной активности; 3) почтовый монитор SpIDerMail: осуществляет оперативную фильтрацию почты на вирусы и спам; 4) SpIDer Gate: фильтрует HTTP-трафик на вирусы; 5) модуль «Родительский контроль»: производит блокировку сайтов по ключевым словам в URL.

В ближайшее время, как заявили в «Доктор Веб», ожидается выход новой версии Dr.Web AV-Desk, которая объединит в себе все преимущества нового антивирусного ядра Dr.Web и добавит возможности проверки http-трафика, противодействия руткитам, а также блокировку интернет-ресурсов с сомнительным содержанием. Кроме того, с ее помощью абонентам можно будет предложить сразу несколько возможных тарифов на услугу антивирусной защиты.

Как заявляют представители многочисленных провайдеров, установка Dr.Web AV-Desk позволила им решить целый ряд проблем, с которыми они нередко сталкивались до этого. Некоторые из них, кстати, не касаются специфики модели SaaS. Дело в том, что необходимость использования лицензионных антивирусных решений признается отнюдь не всеми пользователями, которые зачастую вообще не пользуются антивирусом либо скачивают из Интернета пиратские ключи. Естественно, что возможность подключить антивирус через «личный кабинет», через который пользователь продляет Интернет, значительно повышает вероятность того, что он перейдет на лицензионный продукт, тем более по вполне приемлемой цене (провайдеры предлагают различные цены на услугу «Антивирус Dr.Web» –  некоторые бесплатно, некоторые – за 50 – 80 рублей в месяц).

Первым проводником идей разработчиков «Доктор Веб» в массы осенью 2007 года стал один из ведущих интернет- и сервис-провайдеров России –  компания «Корбина Телеком», количество абонентов которой превышает 400 тыс. Вот что заявил директор управления домашнего Интернета этой компании Андрей Борисов: «Когда мы только начали внедрять этот сервис, то были просто в ужасе от количества обнаруженных вирусов. Выяснилось, что примерно у 25 % подключившихся компьютеры были заражены целым «зоопарком» вредоносных кодов. Среди них встречались как самые свежие, так и те, которые вирусные аналитики считали давно «вымершими». Как в свою очередь отмечает управляющий директор компании «АКАДО-Столица» (еще один заказчик Dr.Web AV-Desk) Денис Лобанов, на данном этапе развития рынка абоненты ждут от провайдеров новых и полезных услуг. Естественно, что антивирусная защита при актуализации данной проблемы является одной из приоритетных.

Если говорить о текущих цифрах, то на сегодняшний день установку Dr.Web AV-Desk осуществили свыше 80 провайдеров более чем из 30 регионов России, а также Украины, Казахстана, Киргизии, Болгарии и Эстонии. Среди них, в частности, «Корбина Телеком» («Билайн»), «Казахтелеком», «Эр-Телеком», «Стрим-ТВ», «Уфанет», «Наука-Связь», PrimeLink (см. новость раздела AV-Desk от 26 марта 2009 г.) и т. д.

В Петербурге пользователям AV-Desk являются такие игроки, как «ПетерСтар» (см. новость раздела AV-Desk от 28 января 2009 г.), «Ниеншанц-Хоум» (см. новость раздела AV-Desk от 23 марта 2009 г.), «Линтекс», «Волхов-Онлайн», ОКС (бренд Triada), «Элтел» (см. новость раздела AV-Desk от 4 августа 2008 г.), а также MNS.ru. Из региональных компаний клиентом Dr.Web стали «Мурманские мультисервисные сети» (см. новость раздела AV-Desk от 26 февраля 2009 г.).

Как, в частности, сообщили в компании «ПетерСтар», Dr.Web AV-Desk был предложен компании для тестирования, по результатам которого технические специалисты «ПетерСтар» оценили его как привлекательный в плане внедрения на домашних сетях компании. «Безусловно, подобные решения повышают лояльность тех абонентов, которые предпочитают получать весь комплекс услуг от одного провайдера, нежели заниматься поиском и установкой антивируса самостоятельно, – рассказывают в пресс-службе «ПетерСтар». – В настоящее время на почтовых серверах «ПетерСтар» для проверки электронных сообщений «на лету» также используется соответствующее решение от Dr.Web. Разумеется, это не предлагается абонентам в качестве отдельной услуги». В прошлом году итоги использования Dr.Web AV-Desk проводил и «Элтел», который тогда отметил, что внедрение этого сервиса позволило компании с выгодной стороны позиционировать себя перед клиентами. Кроме того, уменьшилось количество сбоев в сети вследствие вирусной активности и значительно снизилось число обращений в службу технической поддержки.

Борьба за будущее

Впрочем, отнюдь не все положительно оценивают инициативу «Доктор Веб» по продвижению модели SaaS на российском рынке. В частности, некоторые вендоры упрекают «Доктор Веб» в том, что они предлагают свои услуги по сниженным ценам.

Сложно оценить, насколько это верно, т. к. никто больше в России подобных услуг в таком масштабе не предлагает. Компания Agnitum в феврале 2009 года заявила о выпуске антивирусного решения, которое могло бы предоставляться по подписке, однако не объявила ни об одном провайдере, который бы его внедрил (по заявлениям компании, сервис находился в режиме тестовой эксплуатации у 5 провайдеров, названия которых не упоминались).

Таким же путем пошла и компания Eset, 31 марта 2009 года объявившая о запуске сервиса для провайдеров. Единственное отличие – успешное внедрение его московским провайдером LifeLink. К слову, в отличие от Dr.Web AV-Desk, пользователи этой услуги в рамках данного проекта пока должны каждый день продлять ее через свой «личный кабинет», что сложно назвать удобным. Что касается «Лаборатории Касперского», то она также анонсировала создание подобного сервиса, но публичного старта пока не состоялось.

Таким образом, можно смело говорить, что удобство предоставления антивирусного ПО в виде услуги осознано большинством вендоров. Несомненно, что на этом рынке будет появляться все больше конкурентов. Каковы же будут перспективы развития рынка антивирусов, его основные тенденции?

Естественно, что той уникальности и новизны, как это было при старте «Доктор Веб», у других компаний уже не будет. Кроме того, очевидно, что они столкнутся с целым рядом технических проблем и сложностей при эксплуатации, которые необходимо будет оперативно решать, что в условиях возросшей конкуренции сделать гораздо сложнее.

Все это позволяет нам предположить, что лидерство в ближайшие годы останется за Dr.Web, который пользователи уже знают. Особенности работы с программой им известны, а ее надежность не вызывает вопросов, если судить по количеству подключений к услуге. Что же касается других вендоров, то в условиях финансового кризиса активно продвигать аналогичный проект им будет сложнее.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, ПО, Безопасность

Ключевые слова: Интернет-провайдеры, доступ в Интернет, операторы фиксированной связи, Kaspersky, Dr.Web, Agnitum, информационная безопасность, AV-Desk