Мобильный спам: борьба за выживание

Мобильный спам в России пока не такое широко распространенное явление, как за рубежом. И, тем более, по масштабам он гораздо меньше чем несанкционированная почта в интернете. Правда, это только сейчас. Случаев несанкционированных SMS-рассылок у нас в стране еще единицы, но и этого может быть достаточно для того, чтобы возможное начало эпидемии SMS-спама, которая сейчас охватила западные страны. А, как известно, болезнь проще предупредить, чем вылечить.

Думается, объяснять, что такое спам нет необходимости. Любой пользователь электронной почты каждый день находит у себя в ящике несколько рекламных сообщений или просто бессмысленных писем. Интернет-спам, несмотря на самые отчаянные попытки ему противостоять, уверенно набирает обороты. Согласно подсчетам аналитиков, только в России рынок интернет-спама за последнее время вырос в два-три раза. Однако нас все же будет больше интересовать мобильный спам.

Голые факты

Для начала несколько цифр и фактов. По данным британской Mobile Data Association, количество SMS-сообщений в мире составляет более 100 млрд и четверть из них приходится на спам. При этом абоненты сотовой связи - более привлекательная аудитория для спамеров, нежели пользователи интернета. Объяснить это достаточно просто. Во-первых, SMS-сообщение абонент гарантировано получит - оно настигнет его в любом месте, где бы он ни был - телефон ведь всегда с собой. Во-вторых, пока человек поймет, что это спам, он как минимум прочитает половину сообщения, если не прочтет его полностью. В интернете же более или менее опытный пользователь может сразу отличить спам от нужных писем и просто стереть его, не читая.

Пока что у нас в стране было зарегистрировано всего несколько случаев успешной рассылки мобильного спама. Особенно активно спамеры ведут себя на Урале, где атакуют местных абонентов операторов "Мегафон" и МТС.

Недавно дело дошло и до "запугивания" спамеров. Речь идет о прецеденте, который широко обсуждался в СМИ: вынесении обвинительного приговора жителю Челябинска, который ухитрился разослать абонентам "Уральского GSM" (филиал "Мегафона") 15 тысяч SMS-сообщений нецензурного содержания. Приговор суда по этому делу показал, что против спамеров могут эффективно применяться и российские законы. 

Как все устроено

Какие существуют способы рассылки SMS-спама? Их, как минимум три. Во-первых, это обход системы безопасности интернет-сайтов операторов или сайтов, с которых можно отправлять SMS-сообщения. В этом случае злоумышленники обычно "ломают" систему ограничения на количество сообщений, отправляемых с одного IP-адреса. Правда такие действия довольно легко обнаружить. Резкое увеличение траффика SMS, отправляемых за  одну секунду заметно сразу.

Во-вторых, спам отправляют с помощью мобильного телефона, подключенного к компьютеру. И третий способ - отправка сообщений через сервис ICQ. Такой услугой могут пользоваться, например, подписчики Северо-Западного "МегаФона". В пресс-службе оператора пояснили, что единственный способ застраховаться от подобного спама - это закрыть прием сообщений, посылаемых в сеть с ICQ. "Однако в таком случае могут  пострадают абоненты, которые пользуются этой услугой в "мирных" целях" -, отметили в "МегаФоне".

Спам не пройдет

В практике петербургских операторов сотовой связи случаев успешных спам-рассылок пока, к счастью, не было. Однако это не успокаивает операторов, и они принимают необходимые меры предосторожности. Как отметили в пресс-службе Северо-Западного "МегаФона", при сегодняшнем уровне развития рынка телекомуникационных услуг с проблемой спама могут столкнуться абоненты любого оператора.
В петербургском офисе МТС сообщили, что попыток разослать спам через сеть оператора не было. На сайте МТС в интернете стоит ограничение, не позволяющее отправлять более 10 сообщений в течение суток с одного IP-адреса. Интернет-провайдерам сервиса SMS-рассылок оператор не предоставляет. С компаниями же, с которыми МТС сотрудничает в предоставлении SMS-сервисов, четко оговариваются возможности отправки сообщений и различные ограничения для того, чтобы не допустить спама.

Другой оператор петербургского рынка, "МегаФон", в целях безопасности также не позволяет отправлять сообщения своим абонентам кроме, как со своего собственного сайта. При этом на сайте опять же стоит ограничение на 10 сообщений в день. Также ведется постоянный анализ серверов партнеров, например, иностранных операторов. При малейшем подозрении на SMS-спам, "Мегафон" имеет возможность заблокировать связь с подозрительным сервером.

В пресс-службе петербургского офиса оператора "Би Лайн GSM" сообщили, что случаев SMS-спама у них еще не было. Правда, какое-то время назад с этой проблемой столкнулся московский "Би Лайн", но сейчас такие инциденты прекратились. Бесплатные сообщения абоненты "Би Лайна" могут отправлять только с портала Beeonline, который поддерживается и контролируется непосредственно компанией "Вымпелком". На портале установлен специальный фильтр, который контролирует появление повторяющихся сообщений и блокирует рассылку спама. Также оператором налажено сотрудничество с интернет-провайдерами, в рамках которого предпринимается ряд мер по борьбе с несанкционированными рассылками, вплоть до отключения от обслуживания.

Редко, но метко

С большой долей иронии спамерами можно назвать и самих операторов сотовой связи. Здесь имеются в виду информационные рассылки, с помощью которых абонентам сообщают о новых тарифах, услугах, акциях и так далее. Они, конечно, интересны не всем пользователям, однако операторы считают своей обязанностью проинформировать клиентов о каких-либо изменениях в своей работе. Впрочем, абоненты имеют полноправную возможность от этих рассылок отказаться.
Например, клиентам компании МТС предоставляется право отказаться от получения информационных сообщений (например, о появлении новых услуг), а также от любых сообщений, посылаемых с сайта оператора. Это можно сделать либо на самом сайте с помощью интернет-системы сервиса абонента (ИССА), либо позвонив по номеру 0890. Однако в петербургском офисе МТС отметили, что этими возможностями мало кто пользуется, так как в информационных сообщениях содержится, как правило, важная для большинства абонентов информация. Рассылка другой информации носит менее массовый характер. Так, например, МТС информирует о новых услугах только тех абонентов, которые подписывались на подобные услуги раньше или являются их потенциальными пользователями. 

"МегаФон" не рассылает своим абонентам объявлений о новых акциях или тарифах. Единственное, что доступно клиентам оператора - это адресные SMS-рассылки, посвященные новым технологиям, услугам, играм, которые могут заинтересовать конкретного абонента. Так, например, "МегаФон" извещает о появлении в сети новых JAVA-игр только тех абонентов, которые уже пользовались WAP-порталом сети оператора и имеют мобильные телефоны, поддерживающие JAVA-технологии. Однако такие рассылки осуществляются очень редко - не чаще 1 раза в месяц. При этом в случае, если абонент не хочет получать рассылки, он может отказаться от этой услуги, просто позвонив в справочно-информационную службу.

В пресс-службе петербургского офиса "Би Лайн GSM " сообщили, что рассылки, которые осуществляет сам оператор, происходят не очень часто и, в основном, содержат такую информацию, которая была бы полезна большинству абонентов. Например, об изменениях в тарифных планах. Как считают в "Би Лайне GSM", если рассылка массовая, то и услуга должна быть массовой. 

Тематики: Мобильная связь, Интернет, Оборудование, ПО, Web

Ключевые слова: